Выставка — это больше чем мода. В Белгородский государственный литературный музей привезли личные вещи поэта — разноцветные галстуки, жёлтые бадлоны, трость и визитные карточки, которые во многом определили стиль 1920-х годов и сегодняшних хипстеров.
«В смокинг вштопорен, побрит что надо. По Гранд по Опере гуляю грандом. Смотрю в антракте — красавка на красавице. Размяк характер — всё мне нравится», — писал Владимир Маяковский.
Чтобы понять любовь к моде эпатажного творца, важно вспомнить, с чего всё начиналось. Его семья жила очень бедно. В гардеробе всего лишь несколько потрёпанных сатиновых рубах, которые он всячески приспосабливал к стилю богемы. Что только не выдумывал Маяковский, чтобы обыграть нелюбимые и даже уродливые вещи и превратить их во что‑то эстетичное.
«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук», — писал он в автобиографическом очерке «Я сам».
Стиль начинающего поэта из «низов», который всеми силами пытался приблизиться к элите, всегда вызывал вопросы и не мог остаться без внимания. Исследователь футуризма Бенедикт Лившиц писал, что Маяковский одевался не по сезону легко — в чёрную пелерину с львиной застежкой и широкополую шляпу, надвинутую на брови, и напоминал в таком виде «члена сицилийской мафии, игрою случая заброшенного на Петроградскую сторону».
Знакомство с Велимиром Хлебниковым, Василием Каменским, Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых изменило не только мировозрение Маяковского, но и его гардероб. Наконец‑то появились модные и интеллигентные вещи. Из кармана блестящего пиджака уже выглядывала большая жёлтая визитка с надписью «Владимир Маяковский».
«Действительно, у Маяковского по тем временам были уникальные визитки. Если сравнить их по размеру с визитными карточками других поэтов и писателей, то у него они были нестандартно большие. Их даже называли вывесками», — рассказал «Открытому Белгороду» куратор выставки, хранитель Государственного музея В.В. Маяковского Дмитрий Карпов.
В 1915 году Маяковский влюбился в Лилю Брик. Женщина может изменить всё, и это случилось. Она повлияла не только на творчество поэта, но и на его внешний облик. Она называла его «Мой Щен» и настояла на внушительных переменах: Маяковский вставил новые зубы, накупил перстней и стал сниматься в кино.
В 20-х годах Лиля Брик решилась на путешествия, тем самым помогла прорубить «модное окно»: присылала возлюбленному посылки с продуктами и новомодной одеждой. В гардеробе поэта появились широкополые пиджаки с чёткими архитектурными линиями.
«Одежда для него — способ выделиться, а знаменитая жёлтая кофта целый символ русского футуризма. Для него важны были броскость и эпатаж. В 20-х годах после поездки заграницу Маяковский много работал над имиджем. Он считал, что так должны жить все и красота должна быть во всем, даже в обыденной жизни», — отмечает директор Белгородского литературного музея Инна Климова.
Маяковский стал модным брендом. В стихах он рекламировал часы из ГУМа, галоши «Резинотреста», продукцию «Москвошвея» и магазин «Моссукно». Фанаты Владимира Владимировича следили за каждым выходом нового сборника и выстраивались в нескончаемые очереди в эти по‑сегодняшнему фэшн-отделы.
Кстати, аэрография — не современное веяние, она родилась давно его сестра была представителем этого художественного направления.
«Он носил галстуки с авторскими рисунками сестры. Тем самым он пиарил её работы и прививал чувство вкуса», — дополняет Инна Климова.
На выставке также представлена мини-ванная Маяковского и предметы личной гигиены. С ними он путешествовал везде. Его болезненная страсть к чистоте связана со трагическим уходом из жизни его отца. Укол булавкой привёл к заражению крови.
Сохранились и кусочки символа советского футуризма – жёлтой кофты Маяковского.
«Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. Жёлтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, профланирую шагом Дон-Жуана и фата», — писал Маяковский.
В жёлтой кофте и в цилиндре поэт выглядел стильно, а появись бы они в наши дни, его бы нарекли хипстером. Идти против правил, в этом был весь Маяковский. Полиция даже запрещала поэтому выступать ему в таком виде – неизвестно, «что ещё придумает этот горлопан». На поэтические вечера Владимир Владимирович являлся в пиджаке. Затем снимал его и оказывался в ненавистной стражам порядка жёлтой кофте.
«Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана», — писал он. Это не только любимая вещь и цвет — историки уверены, он прятал в неё себя настоящего.
«Он был разным: нахалом, модником, израненным душой и даже закомплексованным. Никто не могу представить Маяковского без жёлтой кофты, которая по сути была его щитом», — говорит Дмитрий Карпов.
Выставка позволит вам увидеть Маяковского в повседневной жизни, узнать о его привычках и пристрастиях, по‑новому осмыслить его творческий путь. Экспозиция будет работать до 11 января 2019 года.