Виктория Саплинова встречает на территории БГТУ им. «Шухова» у неприметного одноэтажного серого здания. В этом гараже и создают с чистого листа технику совершенно разного типа и предназначения. У входа Виктория предупреждает: «Осторожно, может быть немного пыльно».
Поправляю креп-шифоновую юбку. «Не страшно», — произношу вслух. Мысли о собственной непрозорливости улетучиваются, когда заходим внутрь. Оказалось, что хоть и кипит здесь работа, но всё по полкам – никаких разбросанных инструментов и разлитого масла. Гараж может быть уютным.
Именно тогда в университете был образован студенческий проект «SHUKHOV RACING TEAM». В рамках проекта студенты разрабатывают спортивную технику. Не конструируют, а придумывают и собирают. Виктория неоднократно подчёркивает – здесь они создают.
Сложная, но все же реальная мысль проекта — популяризировать инженерное образование, говорят сами ребята.
«Четыре года я была капитаном команды «формулистов», участвовала в сборке, ребята меня научили работать с композитными материалами, варить полуавтоматом, то есть полностью работать руками. Мне интересно было понять, из чего это всё состоит. Было интересно проверить, смогу ли я», — рассказывает Виктория.
За четыре года здесь образованы три инженерно-гоночные команды. Первая — SHUKHOV RACING TEAM Combustion. Ребята создают гоночные болиды формульного типа с двигателем внутреннего сгорания. Вторая — SHUKHOV RACING TEAM Baja. Здесь умельцы проектируют свой внедорожный автомобиль типа «багги». И третье направление – SHUKHOV RACING TEAM Driverless- очень молодое, но перспективное направление по созданию беспилотной машины.
Совсем недавно «шуховцы» вернулись со Всероссийского инженерно-спортивного фестиваля «Формула Студент-2018», проходившего в Москве. Их конкурентами были 15 студенческих команд вузов из девяти городов России. «Технолог» в этом году представляли сразу две команды – SHUKHOV RACING TEAM Combustion в классе «Formula SAE» с бензиновым гоночным болидом, и совсем молодая команда технолога SHUKHOV RACING TEAM Baja со своим первым багги в классе «Baja SAE». Кстати, именно этой командой Виктория и руководит.
«В автокроссе и гонке на выносливость Белгород не уступил никому. А во время разгона нас обошла «баха» из Красноярска. Но мы увидели недочёты и ошибки. У нас вышел из строя один привод, и сейчас ребята дорабатывают конструкцию, перебирают полностью, чтобы к ноябрю она была конкурентоспособна», — объясняет Виктория.
Расскажем, как проходят такие инженерно-гоночные события. Подводных камней,как и везде, много.
После регистрации команда проходит техническую инспекцию. Судьи проверяют авто на соответствие регламента. Смотрят на всё. Досконально. И даже если наклейки будут не того размера или шрифта, команду могут не допустить до динамических испытаний. Если всё проходит удачно, участников и их автомобили отправляют на взвешивание, после чего всех вместе ждут на тесте по перевороту. Болид устанавливают на специальный стенд. Вместе с пилотом конструкцию переворачивают под углом 45 градусов и 60 градусов.
«Так проверяют авто на устойчивость,не должно оторваться ни одно колесо и должна быть полная герметичность. Если судьи увидят хоть одну каплю масла – финиш. Тест на шум тоже важно.После это начинаются динамические дисциплины: тест на разгон – машина должна показать максимальную скорость на дистанции 75 метров. После разгона болид отправляют на «восьмерку» – два круга вправо, два круга влево, нужно снова показать лучший результат. А на автокроссе машина должна проехать как моно быстрее и не сбить конусы», — объясняют нам.
Конечное испытание – гонка на выносливость. Самая сложная гонка и для болидов, и для пилотов длится 22 километра. Доезжает в лучшем раскладе половина участников. Остальные ломаются и сходят с дистанции по сути до её начала.
До момента гонки на выносливость нередко приходится отправляться на доработку. В некоторых случаях это позволительно.
«Благо есть время устранить недочёты,и если жюри решает отправить авто на доработку, в бой вступает настоящая русская душа», — объясняет девушка.
Когда команда не проходит по какому‑то пункту и отправляется на недолгие раздумья и доработку, начинается самое интересное — рождаются самые смелые и сумасшедшие идеи. В ход идут подручные средства.
«У нас был тест на шум. Мы не могли пройти, машина была слишком шумная. Что делать? Ребята купили в магазине металлическую ножку от стола, просверлили, засунули в глушитель, приклепали. Выход будем искать до последнего», — раскрывает секрет Виктория.
Находить выход в самый трудный момент – это в духе русских команд, уверена Виктория. То ли дело европейцы. Поляки, например.
«Польская команда не могла пройти тест на торможение. Собрали вещи и просто сидели и ждали, когда приедет фура и заберёт их. Мы не дали им уехать, смогли мотивировать и даже рассказали, как сами решаем такие проблемы», — привели нам пример.
Среди формульных команд нет жёсткой борьбы. Прежде всего, это битва инженеров. А помочь справиться с мелкими, по мнению наших ребят, проблемами – по‑человечески обычное дело.
Первый российский электрический беспилотный автомобиль класса «Formula SAE» SHUKHOV RACING TEAM Driverless планирует выпустить в июле 2019 года. В Европе направление по созданию электроболидов развивается уже пару лет. В России пока тишина. Здесь к разговору активно подключается Антон Дикевич — руководитель направления.
«Над этим проектом работают порядка 20 человек. Это будет полноценный беспилотный электроболид, который поедет на соревнования «Формула – студент» уже летом. Суть в том, что авто будет оснащено собственным техническим зрением – системой распознавания. Как это работает: мы выставляем этот автомобиль на трассе, пилот покидает болид, и как только маршал «выбрасывает» зелёный флаг, машина должна сама среагировать и понять, что ей нужно двигаться», — рассказывает Антон Дикевич.
Машина должна двигаться строго по траектории,самостоятельно распознать дорожную ситуацию и не сбить ни одного конуса.
«И как же победить?», — спрашиваем у Антона.
«Надо сначала её собрать, а там разберёмся», — смеётся он в ответ.
Главные конкуренты — европейские команды. У них уже есть опыт в создании беспилотных машин, нужно проделать большую работу по электрической части, но всё получится, уверена команда.
В команде«SHUKHOV RACING TEAM»представлены практически все специальности университета. Есть даже экономисты, которые пишут бизнес-планы на мелкосерийное производство машин и даже отчёты по стоимости. «Шуховская болидошная» охватывает полный цикл создания авто. Студенты с нуля создают проекты, делая их конкурентоспособными.
«На самом деле все это нужно,чтобы воспитать инженеров и подготовить кадры не только для нашего региона, но и в целом. У нас в университете практико-ориентированное обучение. Люди не просто со стеклянным взглядом отсидели на лекции, они могут что‑то придумать,изготовить, посмотреть, как это будет работать. За четыре года, например, у меня, пройдено всё: попробовала все рабочие места в проекте и поняла, как это работает. Мне нравится продвигать проект, я не представляю себя в чём‑то ещё. Когда я моделировала первый корпус для машин, и у меня получилось, меня накрыло. Этим нужно гореть, и я горю. Мы все пытаемся доказать, что что‑то можем», — резюмирует Виктория.
__________________________________________________________________
«Открытый Белгород» продолжит следить за темой. Испытания беспилотного болида не за горами.