Ярмарка стартапов проходит 15–16 ноября в корпорации «Развитие». Площадка объединила тех, кто создаёт проекты, и людей, готовых вкладывать деньги в смелые идеи. Здесь предприниматели смогут предложить свои идеи по нескольким направлениям: биотехнологии, источники сырья, продукты питания, дистрибуция, логистика, цифровизация АПК.
В Белгородской области такая ярмарка – первый опыт, но организаторы уже говорят, что выхлоп есть. С одной стороны начинающим стартаперам объясняют главное: нужно не только создать продукт, но и суметь продать его инвесторам, а затем и клиентам. И второе — не менее значимое — крупные агрохолдинги заинтересовались некоторыми технологическими процессами и новыми продуктами. Диалог налажен.
«Проекты абсолютно разного уровня. Есть те, которые находятся только на стадии разработки технологии, а есть такие, где готов экспериментальный образец. 38 проектов мы разделили на четыре группы, в каждой из которых есть свой модератор и ментор, то есть эксперт, который оценивает проекты по определённым критериям. После вечерней защиты 15 проектов пройдут в финал, который состоится завтра», — рассказывает руководитель отдела по сопровождению проектов «Корпорации «Развитие» Яна Тарасова.
Эдварду Грибачёву всего 20, а он уже стремительно врывается в мир бизнеса. И сегодня он предлагает инвесторам не просто идею, а готовый продукт – биоинертный копытный клей из отечественного полиметилметакрилата (его ещё называют оргстеклом — прим. ОБ) для лечения болезней копытец у коров.
Любой проект должен решать ту или иную проблему, объясняют эксперты. Если автор при защите проекта не может объяснить экспертам и потенциальным инвесторам актуальность продукта – провал.
Эдвард это прекрасно понимает, поэтому пришёл подготовленным. Проблема – снижение молочной продуктивности на 14% из‑за заболеваний конечностей у коров. Решение – специализированный клей. Явный бонус для сельхозтоваропроизводителя – экономия средств.
«Мы начали делать такой клей в компании «Агрови». Уже проверили его в некоторых хозяйствах и вылечили порядка 2,5 тысяч голов. Немецкий клей стоит 8 тысяч рублей за кг, его и используют в области. А наш стоит 3 тысячи. Почему такая разница? Зарубежную разработку дорого перевозить, нужен огромный пакет документов. Ещё один явный плюс в сторону отечественного клея – он быстрее застывает, уже расфасован и готов к применению, его не нужно ни с чем смешивать в отличие от других таких препаратов», — объясняет Эдвард.
Разработкой заинтересовались сразу два крупных холдинга. Следующая стадия для обеих сторон – переговоры и детали.
Владислав Мельников уверен, его разработка — инновационный продукт ветеринарной стоматологии. Такая паста нужна области как минимум для того, чтобы спасти крупных животных от проблемы заболеваний ротовой полости, которая часто встречается у коров и лошадей. Сейчас Владислав с коллегой Маргаритой Астаповой уже дошли до этапа создания модели продукта, но нужны инвестиции.
«Нам нужны финансовые вложения для того, чтобы провести доклинические и клинические испытания и создать небольшую партию препараторов, которую в дальнейшем мы можем отправить в хозяйства для работы. Мы считаем, что это достойный продукт, и он нам необходим. Наше поголовье — это около 230 тысяч коров. У 80,5 тысяч есть патология ротовой полости. Такого препарата у нас нет, и это действительно станет инновацией. Есть французский препарат, но он применяется в медицине для людей, а мы хотим сделать именно ветеринарную продукцию, чтобы помогать животным», — отмечает Владислав Мельников.
Шансы у этого проекта, безусловно, есть, уверены эксперты. Виден спрос, а он, как это обычно водится, рождает предложения и инициативы. Но есть и минус – требуется детальная проработка и упаковка проекта.
«Есть хорошие идеи, и мы их сегодня видим. Основная проблема молодых стартаперов – страх перед презентацией и недостаточная упаковка проекта. Видно, что глаза горят, и идея неплохая. Даже эксперты «Сколково» сегодня отмечали, что ребята дают интересные технологии, но зачастую нет понимания, как это продать, потому что не хватает бизнес-составляющих. Мы стараемся помочь им, и направляем в нужное русло», — уточняет директор по инновациям ГК «Эфко» Анна Ненахова.
Сельское хозяйство — сфера для области актуальная, но и далеко не единственная из перспективных. Вкусную еду любят все, и как любая отрасль общепит стремится к экономии времени. Один из инструментов — практика самооблуживания.
Маргарита Вербицких одна из самых молодых участников ярмарки, ей 19. Но девушка понимает – возраст не главное, важно сделать так, чтобы тебя услышали. Для российских городов термин «вендинг» в еде ещё не на слуху. Первая ассоциация, всплывающая в голове, — кофейные автоматы. Маргарита объясняет: в таком кафе ты делаешь всё сам.
«Обычно на небольшой торговой площади размещаются несколько вендинговых автоматов, предлагающих посетителям горячие и прохладительные напитки, закуски, горячую еду и другие сопутствующие товары и услуги. Посетители выбирают и самостоятельно покупают в автоматах то, что им по вкусу. После чего присаживаются за столики, которые размещены на территории вендингового кафе. Очевидно, что для полного удовольствия и удовлетворения посетителя, ассортимент товара в вендинг-кафе должен быть достаточно широким. Обслуживающего персонала в кафе нет. Сам выбрал, заплатил, съел и ушёл. Минимум времени – максимум удовольствия», — объясняет Маргарита Вербицких.
По мнению экспертов, основные плюсы проекта – новизна затеи, меньшая площадь аренды по сравнению с обычным кафе, удобство для посетителей, ну персоналу не нужно платить зарплату. Минусов больше, например дороговизна оборудования, затраты на детали интерьера. Также не следует забывать, что автоматы придётся обслуживать и ремонтировать.
К тому же вендинговое кафе перестаёт быть полностью автономным сразу после того, как кто‑то прольёт на стол свой кофе. Лужа около автомата будет досадным недоразумением, а грязные столы в вендинговом кафе посетителей скорее оттолкнут, а следовательно и прибыли не будет. Всё эти «но» сыграли не в пользу Маргариты, поэтому эксперты отправили её идею на доработку.
Уже завтра — 16 ноября — пройдёт финальная защита проектов. На кону — больше, чем просто деньги. Во‑первых, они могут получить сертификат на пилотное внедрение своей разработки на предприятиях АПК Белгородской области. Победитель также отправится на один из крупнейших форумов Agro&FoodTech, который проходит в США.