Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:17, 26 августа 2020 Территория

Попасть в ТОП10 стран по качеству образования. Какие задачи стоят перед педагогами области

Ежегодно накануне 1 сентября педагогическое сообщество области собирается на большой форум, чтобы обозначить перспективы и приоритеты в предстоящей работе. В этом году учительское собрание прошло в формате стратегической сессии.

Трёхдневная стратегическая сессия предполагает открытую дискуссию и поиск решения наболевших вопросов. Выделить приоритетные задачи и оформить их в качестве проектов – суть стратегической сессии. А затем уже принятые программы будут распространяться на муниципалитеты и, в свою очередь, на каждое конкретное учреждение образования.

Задача от президента

Обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования — так обозначил президент нашей страны Владимир Путин одну из целей стратегического развития России. Задачу предстоит решать на уровне регионов, муниципалитетов и даже конкретных школ.

Ректор Белгородского института развития образования Альбина Бучек представила собравшимся результаты ряда исследований. На мировом уровне при оценке качества математического и естественнонаучного образования в 2015 году российские школьники продемонстрировали высокий уровень. По естествознанию Россия заняла 7 место, по математике — 6. Лидерами стали Сингапур, Корея, Япония и Тайвань.

Ещё один мировой мониторинг касается читательской грамотности: умения понимать и использовать написанные тексты. Это исследование проводится раз в пять лет. В 2001 году Россия занимала в нём 16 место, а в 2016-м наша страна вышла в лидеры, опередив Сингапур, Китай и Финляндию.

Третий мониторинг касается грамотности учеников сразу в трёх областях: математике, чтении и естествознании. Его целевая аудитория — подростки 15-ти лет. А вот здесь прослеживается негативная динамика: в 2000 году Россия держалась во втором десятке, а к 2018-му году перешла в третий десяток. Неграмотность по всем трём областям продемонстрировали 12% российских школьников в 2018 году.

«В Белгородской области по результатам всероссийской проверочной работы в 2019 году доля выпускников начальной школы, имеющих затруднение в речевой грамотности составила около 40%, а у выпускников уровня основного общего образования она составляет от 38% до 61%. Неумение построить речевое высказывание вызывает затруднение в девятых классах на устном собеседовании», — сообщила Альбина Бучек.

Главное требование современности — умение применять на практике полученные знания. Согласно анализу результатов ЕГЭ, у белгородских выпускников есть пробелы в знаниях по географии, часто отсутствует умение применять знания из области биологии, соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами. А потому поставленная главой государства задача требует системного подхода при решении.

Стремление попасть в десятку лучших — это конкуренция с Китаем, Сингапуром, Японией, Финляндией. Для достижения цели необходимо пересмотреть содержание образования и методы преподавания, создать необходимую современную инфраструктуру и эффективные механизмы управления, а главное — подготовить квалифицированные кадры, обладающие принципиально новыми знаниями и навыками. На это направлен национальный проект «Образование».

«Доброжелательная школа» — стратегия будущего

Региональная стратегия «Доброжелательная школа» утверждена постановлением правительства в январе этого года. Она рассчитана на 2 года и включает 9 портфелей проектов, состоящих из 34-х отдельных программ. Стратегия касается всех образовательных организаций: школ, детских садов, учреждений дополнительного образования.

С идеей «доброжелательной школы» выступил глава региона в 2018 году. Обсуждение проекта было открыто на сайте департамента образования, каждый мог выразить своё мнение. Разработаны концепции «доброжелательной школы», «доброжелательного детского сада» и «доброжелательного учреждения дополнительного образования». При содействии Белгородской митрополии был составлен кодекс доброжелательности. Всю проделанную работу оценили на августовском педагогическом форуме в прошлом году. Тогда же Евгений Савченко возложил ответственность на глав муниципалитетов за реализацию стратегии «Доброжелательная школа».

«Первыми опытом внедрения региональной программы поделились педагоги Краснояружского района. Затем в планы вмешалась пандемия. Но стратегия уже запущена во всех муниципальных образованиях Белгородской области. Доброжелательность и есть тот фундамент, который поможет противостоять современным негативным тенденциям», — рассказал первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области — начальник управления образовательной политики Николай Рухленко.

В ближайших планах — создать ассоциацию доброжелательных школ Белгородской области, региональный центр по выявлению и поддержке одарённых детей и ассоциацию педагогов-дефектологов. Общий успех будет зависеть от вклада каждого, подчеркнули в ходе стратегической сессии.

Испытание дистанционкой прошли

Вынужденный переход на удалённое обучение этой весной стал настоящим испытанием для всей системы образования области. Среди 162 тыс. школьников области порядка 3 тыс. не имели технической возможности участвовать в этом процессе: отсутствовала либо техника, либо сам доступ в интернет. Справиться с техническими сбоями на всех образовательных платформах, в том числе и в «Виртуальной школе», помогло тесное взаимодействие с департаментом цифрового развития региона.

Оказалось, что психологически к этому формату были не готовы ни дети, ни учителя, ни родители. Методикой преподавания в дистанционном формате на тот момент владели только 65% педагогов. А качество владения цифровыми технологиями оставляло желать лучшего не только у учителей, но и у учеников.

«Несмотря на все минусы, преимущества дистанционного образования есть, и они налицо. Если ребёнок по ряду причин не смог принять участие в уроке, есть возможность записать этот урок, несколько раз его пересмотреть, акцентировать внимание на наиболее сложные моменты. Кроме того, это тот ресурс, который может повышать мотивацию, причём, не только у младших школьников. Плюс доступ к большому объёму современных образовательных ресурсов, которыми наши дети успели воспользоваться», — добавила начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина.

В качестве плюсов «дистанционки» были также названы территориальная независимость и равноправие всех участников образовательного процесса, удобство планирования времени и возможность обучения в индивидуальном темпе.

«Квалифицированные кадры сегодня могут прийти в любую точку области посредством дистанционного обучения», — отметила заместитель губернатора Белгородской области Наталия Зубарева.

В перспективе для всех участников возможного дистанционного обучения будут разработаны стандартные операционные процедуры. Иными словами, каждое действие будет «разложено по полочкам» с помощью пошаговых инструкций.

«Нам не придётся каждому человеку объяснять, что нужно делать. Единый алгоритм, который будет постоянно перед глазами, позволит всем участникам образовательного процесса не сбиться с пути. Это позволит нам ответить на вопрос, а что мы сделали, чтобы обеспечить качественную образовательную услугу дистанционно. И мы с вами войдём в учебный год с минимальными психологическими потерями», — добавила Зубарева.

А в каком режиме дети будут учиться дальше?

По мнению начальника регионального департамента образования Елены Тишиной, традиционное образование — это приоритет. Потому что позволяет обеспечивать взаимодействие ученика с учителем и одноклассниками, то есть социализацию ребёнка. При этом, к дистанционной форме в регионе планируют возвращаться. И не только в рамках карантина. Такую форму можно использовать при построении индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников или детей с ограниченными возможностями здоровья. Департамент также рассматривает возможность применять дистанционку в отдельных учебных параллелях или классах — чтобы обеспечить требования Роспотребнадзора. Такой формат вполне подойдёт и для внеурочных занятий. То есть Белгородская область готова к применению смешанного подхода в организации образовательного процесса.

При необходимости возобновления дистанционного режима обучения нуждающиеся дети смогут получить компьютерную технику из школ. Ещё один вариант решения этой проблемы — всероссийские акции. Например, акция «Мы вместе» позволила собрать для детей 1 063 смартфона благодаря участию депутатов и предпринимателей.

Техническую сторону дистанционки будет обеспечивать департамент цифрового развития. Весенний карантин показал, что проблемы с качеством связи и доступом в интернет по большей части касаются даже не образовательных учреждений в отдалённых поселениях, а конкретно домов.

«Мы видим, что есть ряд негативных моментов в инфраструктуре, и, в первую очередь, мы будем решать их. Мы выявили ряд территорий, где качество инфраструктуры не позволяет организовать дистанционно процесс обучения. Такие очаги — это малочисленные населённые пункты или населённые пункты со сложным рельефом. Например, оператор может присутствовать на расстоянии 1 км, но мы не можем обеспечивать покрытие данного села. Либо дело может быть в расположении каждого конкретного домохозяйства. По итогам обращений мы сформировали некую карту с точками, на которые нужно обратить внимание. Мы сейчас этот вопрос прорабатываем со всеми операторами связи и интернет-провайдерами», — пояснил заместитель начальника департамента цифрового развития Белгородской области Олег Кравченко.

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×