Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:55, 26 декабря 2018 Культура

Виталий Бгавин: «Для детей нужно играть как для взрослых, только немножко лучше».

Заслуженный артист РФ, режиссёр-постановщик Белгородского драматического театра о том, как поставить новогоднюю сказку, чтобы в неё поверили и дети, и взрослые.

На главной театральной сцене области щепкинцы поставили новую постановку по сказке венгерского писателя Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». Это история во многом напоминает «Ромео и Джульетту»: всё те же разделения на касты, непонимание родителей и, конечно же, влияние пусть и не герцога, но весьма уважаемого кота-волшебника. В качестве небольшого спойлера для спокойствия родителей — сказка, конечно же, имеет счастливый финал.

А где Дед Мороз?

Казалось бы, что общего у мышиной истории для детей и новогодней сказки? Режиссёр-постановщик Виталий Бгавин сразу уточняет – чтобы сделать добрую историю в преддверии Нового года, не обязательно искать всем залом внучку Снегурочку. Самое главное – дать детям возможность поверить в чудо, а сделать это можно самыми разными способами.

«У этой сказки целая история. Я хотел поставить её аж два раза: в прошлую ёлку, потом на открытие сезона. Всё время не получалось. Сначала не поняли в театре, как увязать между собой Новый год и сыр. Потом актёров не доставало, и только сейчас все карты сложились. Чтобы сделать новогоднюю постановку, нужно вложить в неё чудо, и я считаю, что у нас получилось. Да, действие не закручено вокруг Деда мороза, но дело не в персонажах, а в смысле, и в том, что останется в душе после просмотра», — рассказывает Виталий Бгавин.

В чём сыр-бор?

Дружба двух маленьких мышат могла бы с самого начала сложиться удачно, но есть серьёзная преграда: мышка Фружи белого цвета, а мышонок Мартин – серого. Эта история очень тонко проводит параллель с современным миром. Всё сделано так, чтобы любой ребёнок увидел главное и что из всего происходящего добро, а что напротив.

«Конечно же, ситуацию нужно как‑то решать. Наша влюблённая мышка не ставит никого в известность и отправляется к великому коту, чтобы тот превратил её в серую мышку. А мышонок Мартин о её планах ничего не знал, и ему пришла в голову такая же мысль. Тут‑то и начинается клубок событий, с которым сталкиваются наши герои», — раскрывает сюжет режиссёр.

Не играть, а проживать

Любой актёр знает – подкупить ребёнка на сцене, а уж тем более быть с ним не искренним, чревато провалом. Режиссёр подтверждает, дети всё видят и чувствуют иначе. Так что в сказках актёры либо верят сами и находят отклик в зале, либо не верит никто. Третьего не дано.

«Я учился в консерватории в Саратове. Меня учил настоящий мэтр, основатель детского театрального движения Киселёв, так что, по сути, я учился при ТЮЗе. И там во главе стоит важное правило, которое я применяю в своей работе: для детей нужно играть как для взрослых, только немножко лучше», — говорит о работе Виталий Бгавин.

Спектакль — как живой организм — убеждают актёры. Сначала он подобно малышу появляется на бумаге и не умеет разговаривать, кроме букв и идеи нет ничего. Щепкинцы не стесняются импровизировать, актёры зачастую сами «лепят» своих персонажей, вдыхая в них характеры. Режиссёру такая инициатива по душе, это значит, что труппа не абстрагирована от общего результата, она готова вкладываться и отдавать.

«У нас по ходу работы был разговор с актёром, который играет мага-кота. Дело в том, что этого персонажа на протяжении всего спектакля зритель не видит. Мы думали на тем, как же нам показать, причём сделать это с изюминкой. Актёр увлекается хип-хопом, сам пишет тексты, у него есть студия. И он предложил написать песню в этом стиле так, чтобы она смогла вмонтироваться в сказку. Получился действительно здоровский номер с песней и современным танцем. Он подарил такую идею детям, и это говорит прежде всего о том, что актёры проживают эту сказку», — приводит пример режиссёр.

Играем семьями

Изначально в спектакле задействовано семь актёров. Виталию Бгавину показалось, что уж слишком малонаселённая выходит семья, поэтому решил задействовать театральных детей — свою девятилетнюю дочь и дочь одного из актёров. Здесь Бгавин подчёркивает – никаких поблажек, дети работают наравне со взрослыми. В противном случае зритель увидел бы, что кто‑то на сцене явно ненастоящий.

История о дружбе и мире

Сказка учит примирению и дружбе, говорят в театре. Это именно то, чего так не хватает в современном мире и, по сути, это и есть настоящее чудо. При всей своей красочности и музыкальности, постановка заставляет думать, а это главная цель любого театрального действа.

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×