Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22:40, 04 марта 2019 Культура

Мама, я и она. Зачем Борислав Струлёв бронирует место в самолёте для своей виолончели

О том, почему ему так дорог музыкальный инструмент, что значит жить со стереоэффектом и как себя чувствуешь, выступая перед Ростроповичем, — в большом тексте «Открытого Белгорода».

Очередная встреча в рамках крупного федерального проекта «Диалог на равных» прошла в Белгородском институте искусств и культуры. Пообщаться с Бориславом Струлёвым пришли студенты и преподаватели вуза.

Чем он так интересен?

 

Виолончелист исключительного темперамента и техники. Эмоциональный, фееричный, не стесняющийся в выражениях прямолинейный музыкант. Его исполнительская карьера началась в России, когда он, будучи учащимся Московской Центральной музыкальной школы, выступал в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. Триумфальный путь Борислава ко всемирной славе начался в Америке — дебютом в Вашингтоне в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди в 1993 году. 

Сейчас Борислав Струлёв – универсальный мультистилист, ренессанс-мэн, исполнивший практически весь классический репертуар для виолончели и объездивший с ним все уголки планеты. Струлёв представляет музыкальному миру своё исключительное видение того, что такое сплав классики, crossover (синтез стилей — прим. ОБ), джаза, танго и даже рэпа. Всё это – стильный, качественный фьюжн на грани эпатажа. 

Ростропович – это космос

За год перед дебютом в Америке игру Струлёва слушал Ростропович. Знакомство с маэстро произошло в Москве в его квартире на улице Горького.

«Помню мои ощущения: чувство огромного потрясения оттого, что увидел кумира, которого я мог наблюдать только на видеокассетах. Записи эти, кстати, было невозможно найти. Одна кассета на весь город. Когда я, наконец, получал их, они уже были безобразного качества, но я старался не упустить ни одного движения каждого пальца его гениальных рук. Ростропович – это космос. Он оставил за собой свет в тоннеле для всех виолончелистов мира. Он был первопроходец, а это самое главное, на мой взгляд.

Он был другом президентов мира, королев и другом сантехников. Он не видел разницы. Он целовал всех при встрече одинаково, в щёчки три раза», — рассказал Борислав Струлёв.

Быть достойным своей фамилии

Американский пианист Byron Janis сказал о Бориславе Струлёве: «Он играет так, как будто родился с виолончелью. Звук, построение фраз, характер игры и техника делают его продолжателем русской традиции игры на виолончели». Разумеется, так было не всегда. Струлёв вспоминает, как искал того самого настоящего себя в музыке, как трудно быть не таким, как все, когда окружающие то и дело пытаются «вбить» в голову жёсткие каноны искусства.

«На мой выбор повлияла семья. Я с детства видел приношения моих близких музыке. Для меня не было просто других вариантов. С первых минут работы я понимал, что это на всю жизнь, и это нужно делать лучше, достойнее или хотя бы так же, как дедушка, бабушка, папа и мама. Я не мог халтурить. У меня была внутри жажда не делать всё, как все. Я себя не видел ещё одним мальчиком в оркестре. Когда все правильно сидят, двигают влево-вправо смычком в бабочке с фраком. Мне хотелось и до сих пор хочется инвенции, хотелось быть человеком, который придумывает что‑то новое в инструменте. Для меня виолончель – средство показать миру, что она может быть оперным инструментом.

Совесть моя в деяниях всегда была на грани фатальности. И знаете, самое главное на сцене – сила воли. Нужно выйти туда и что‑то делать с инструментом, чтобы абсолютно все в зале получали удовольствие, поняли музыкальную палитру чувств, в которую заложил композитор 300 лет назад», — отмечает Борислав Струлёв. 

О коммерции в музыке

Вопрос из зала о том, как пробиться, если у тебя нет средств, оживил беседу. Струлёв не отрицает, сейчас всё покрылось коммерцией. При этом добавляет – можно получить серьёзные гранты, но без мотивации в последующем о работе мечты не может идти и речи.

«Конечно, хорошо бы родиться в богатой семье, хорошо бы быть со спонсорами или найти человека, который тебя познакомит со спонсором. Но я верю, что можно играть так, что спонсоры придут к тебе сами. Сейчас такие обеспеченные люди без нас, без искусства, далеко не уедут. Нужно же отчёты делать: «Что‑то я отдал туда, поддержал — то». Всё это есть, но нужно быть кем‑то, чтобы тебя заметили. Нести талант. Сейчас помощь есть, и она с каждым годом растёт. На продвижение Старого Оскола 15 млрд выделено. На культуру! Но я хочу ещё раз подчеркнуть: мотивируйте себя, нужно самому о себе заботиться. В ваших руках есть всё, чтобы стать заметным», — ответил музыкант.

Первая в мире виолончель из янтаря

Истории о собственном опыте переплелись с историями, о которых говорит весь мир. Например, в 2018 году в Калининграде изготовили первую в мире электрическую янтарную виолончель, на изготовление ушло четыре недели. И Борислав имеет к этому непосредственное отношение.

«Как‑то министр культуры и туризма Калининградской области в кулуарах обратился ко мне с вопросом: «Что нужно сделать в области, чтобы поднять интерес к туризму?». Я удивился. Как что? Виолончель из янтаря. Мне говорят: «Ну, Борислав, скажете тоже, такого не бывает». Я попросил связать с мастерами янтарно-краснодеревной мануфактуры «Емельянов». Самые лучшие мастера по янтарю в России. И что вы думаете, был шикарный концерт, собрался весь город, китайцы, японцы, немцы приехали на чудо посмотреть! Не на Стаса Михайлова с хитом, а на янтарную виолончель. Вчера Старый Оскол увидел на стадионе янтарную виолончель. Теперь я даю с ней концерты», — рассказал виолончелист.

Время мультипрофессий

21 век диктует каждому быть универсалом, не зацикливаться на одном единственном направлении, уверен Борислав.

«Нам нужен стереоэффект в нашей жизни. Мы играем на скрипке, но должны разбираться в 20 других направлениях. Быть чуть-чуть композитором, дирижёром и так далее. Никто за вас ничего не сделает. Время такое пришло, когда каждый себе должен быть боссом. Если вы себя не заставите что‑то сделать, то, поверьте, педагоги и ректоры бессильны. Я обращаюсь к преподавателям. Ваши студенты – не на две минутки. Вы должны выпускать артистов, которые смогут сыграть сольный концерт. Это в ваших силах — заинтересовать, тем более, сейчас прекрасное медиапространство. Сегодня в России искусство на подъёме», — утверждает Борислав Струлёв.

Пассажир – виолончель

Для музыкантов, работающих с дорогими инструментами, покупать отдельное место для своего «партнёра» — обычное дело. Если в России на такого пассажира ещё могут посмотреть с удивлением, то за границей дела обстоят иначе.

«Моя виолончель всегда рядом. Это ценный и хрупкий инструмент. Есть по случаю забавная история. Летим мы на гастроли в Японию втроём: я, моя мама и виолончель в футляре. Соответственно, японская авиалиния. Пришло время кушать. Идут стюардессы. Один бортпроводник спрашивает у мамы: курочка или рыбка? Второй проходит с моей стороны и останавливается около футляра, на японском спрашивает предпочтения. Я говорю: курочка, курочка для моей виолончели, (смеётся — прим. ОБ). У меня не было сомнений, что стюардесса пройдёт мимо и неуважительно отнесётся к чехлу, который занимает место», — рассказал Борислав.

Будьте победителями

«Я мечтаю о том, что когда‑нибудь придут к нам 20–30 именно белгородских струнников, которые будут работать в оркестре. Всё это в ваших руках. Если вы занимаетесь музыкой, должны быть результаты. Деритесь за успехи, приходите на конкурсы, работайте! Понятно, что вы безумно заняты. У вас экзамены, кто‑то подрабатывает. Но такова жизнь, и легче уж точно не будет. Но правильное понимание того, кем вы будет через 10 лет, предопределяет всё. Мне бы хотелось, чтобы вы были победителями, и наша встреча была не зря.

У музыки есть величество. И если вы это делаете достойно, то обязательно всё получится», — подытожил Борислав Струлёв.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×