Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:28, 06 марта 2019 Территория

Нужный результат, минимум инвестиций. Как дизайн-код сделает города привлекательными

«Открытый Белгород» собрал ключевые тезисы лекции Эркена Кагарова, арт-директора Студии Лебедева.

Накануне в «Точке кипения» встретились все, кому не безразличен облик города. Поучаствовать в диалоге приехал «крёстный отец» российского дизайна и один из авторов дизайн-кода, преобразившего Москву Эркен Кагаров. О том, как победить хаос в вывесках и афишах и фальш-фасады на исторических зданиях, арт-директор Студии Лебедева рассказал в наглядной лекции.

Студия Лебедева

Опыт профессионалов высокого уровня для белгородских архитекторов, урбанистов и дизайнеров, прежде всего, — возможность поучиться и применить полученные знания на месте, сказала о визите столичных коллег начальник управления архитектуры и градостроительства области Галина Горожанкина.

 

«Я буду говорить скорее не про все детали, а про общие принципы и подходы. Городам сейчас необходимы какие‑то правила и регламенты, которые бы помогали всем избежать, как минимум, явных ошибок и получить качественный результат при небольших инвестициях. Расскажу сначала про проект, который мы делали 5 лет назад. Это проект по упорядочиванию информационных конструкций (вывесок прим. — ОБ) в Москве. Мы провели исследование и определили какие бывают проблемы чаще всего», — начал лекцию Эркен Кагаров.

Студию Артемия Лебедева основали в 1995 году в Москве. Команда специалистов в области дизайна принципиально не работает с частными лицами, политическими и религиозными организациями, и, конечно же, с теми, чьи убеждения противоречат убеждениям организации. Основная работа заключается в том, чтобы найти наиболее эффективный, удобный и красивый способ решения задачи. Сегодня в студии 70 дизайнеров, в портфолио 3870 проектов.

Дизайн-код Москвы

Вопрос об усталости населения и гостей столицы от хаоса с вывесками встал максимально остро в 2013 году. Из‑за обилия информации исторические здания потеряли свой ценный облик, а визуальный шум откровенно раздражал не только «коренных», но и туристов. Комитет по архитектуре и градостроительству совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры предложили студии Лебедева сделать пилотный проект правил размещения рекламно-информационных конструкций для восьми улиц. Единые стандарты оформления получили название «Дизайн-код Москвы». В основе правил — систематизация проблем городской среды и пути решения.

Прежде чем создать дизайн-код специалисты провели ряд исследований и выделили ключевые проблемы визуального облика. В основном это глухие витрины, неуважение к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальш-фасады на исторических зданиях и самостоятельные надстройки. Студия Лебедева предложила базовые принципы.

Как снизить активность вывесок?

По мнению специалистов студии, первое – это уменьшение количества вывесок с подложкой. Если убрать фон, тогда фоном и объединяющим элементом становится само здание.

Во‑вторых, использовать в вывесках только объёмные буквы.

«Больше всего это необходимо классической архитектуре, потому что старые здания богато декорированы, их строили по законам гармонии, а не по закону контраста. И любая активная вывеска сильно портит вид. Поэтому в Москве есть правило, что на зданиях, у которых год постройки 1953 или ранее, запрещено размещение вывески с подложкой», — объясняет Кагаров.

В‑третьих, необходимо делать привязку вывесок к архитектурным элементам — к оконным или дверным проёмам. В‑четвертых, максимальная высота букв — 0,5 м.

«Опыт показывает, что можно нормально прочитать такую вывеску с противоположной стороны Садового кольца. Помимо этого, вывеска может размещаться только между первым и вторым этажами зданий. Все вывески должны быть на одной оси», — уточнил Эркен Кагаров.

В некоторых случаях на исторических памятниках важно ограничивать цветность. Например, когда вывески делают отдельными буквами, таких вывесок штук пять, и при этом одна синяя, другая — зеленая, третья — красная и так далее. В таком случае фасад здания становится похож на детский сад, а ощущение гармонии теряется.

«Нам очень помогла этапность. Сначала изменить в одном месте, затем во втором и так далее. Если это происходит разом, это большая нагрузка для предпринимателей, особенно если это сеть какая‑то. Необходимо время. Очень важно, что есть орган, который может это всё контролировать. Вплоть до того, что замеряют вывеску линейкой и видят, что там не 50 см а 52, и пишут после этого специальное уведомление», — отметил дизайнер.

 

Новые вывески – дешевле

«Мне говорили, что мы убили малый бизнес: «Раньше каждый мог повесить свою вывеску и заявить о себе, а сейчас что, вы заставили предпринимателей всё убрать». Я какое‑то время переживал. Но давайте посмотрим на старую ситуацию: явное избыточное количество вывесок аптеки: раз, два, три, четыре, пять. После внедрения правил, вывески стали меньше. Ничего мы не убили — ресурсы есть», — отмечает арт-директор студии Лебедева. 

Еще один недостаток массивных вывесок — они могут быть опасными при различных стихийных бедствиях. Кроме того, новые вывески стоят гораздо дешевле, ведь конструкции гораздо проще и меньше.

Уличная мебель

Единая концепция нужна не только вывескам и рекламе, но и уличной мебели — скамейкам, заборам, урнам — всему тому, на что архитекторы не обращают внимание, а дизайнеры в их подборе участвуют редко. Студии Лебедева удалось поработать с этой темой и провести для Москомархитектуры несколько исследований, которые легли в основу «Городских правил дизайна» — рекомендаций по проектированию городской среды.

По словам Эркена Кагарова, городское пространство складывается из разных зон: транзитной — тротуары вдоль дороги, пешеходной — места прогулок и отдыха, а также жилой — дворы жилых домов. Место размещения влияет на выбор типа оборудования. Например, в транзитных зонах не следует выбирать яркие цвета — там оживлённое движение. Важно не распылять внимание пешеходов и водителей.

«Выбирая форму и цвет лавочек для транзитной зоны, нужно учитывать, что дорога и тротуары — зоны повышенной опасности. Цвет уличной мебели здесь должен быть нейтрален, а лавочки без спинок удобнее, чем со спинками. Они дают возможность обзора и сидения с обеих сторон. В пешеходных зонах, куда относятся скверы и парки, необходимы спинки, тогда можно на лавочках дольше сидеть. Во дворах жилых домов наиболее важна эргономика. Здесь лавочкам нужны удобные поручни для пожилых людей и мам с детьми», — рассказал специалист.

Самые дешёвые урны – в России

Чем меньше урна, тем она дешевле, напоминает Кагаров. Не самый приятный факт – российские урны самые маленькие урны в мире. К ним почти всегда нужно наклоняться, да и количество мусора не всегда сопоставимо с размером урны. В этом случае Эркен предлагает несложное решение проблемы — небольшую урну можно разместить на стойке.

«Почему нельзя делать низкие? Потому что туда и животные могут залезать и выворачивать мусор, и дети любят заглядывать. Обязательно в местах транзитного потока людей урны должны быть оборудованы местом для сбора окурков. Вред от табака меньше, чем вред от горящего мусора. Например, в Нидерландах урны разной формы, но есть единые правила — высота не меньше метра, пепельницы, а также рельефная внешняя поверхность. Кстати, больший объем урны позволяет уменьшить расходы на уборку», — рассказывает Эркен.

Клумбы

Если не всем, то многим хочется, чтобы в городе было больше зелени и цветов. Но иногда их бывает больше, чем нужно. Плюс к этому размер цветочных вазонов в некоторых местах сокращает ширину тротуаров почти в два раза.

«Хороший способ размещать цветы уже на готовом городском оборудовании, например, на столбах. Ещё в городах делают конструкции для цветочных композиций с горшочками. Часто бывает: цветов не видно, а видно конструкцию, которая чаще всего ужасна. Если подставка активная под цветы, надо, чтобы её не было видно. Мало какой из предметов может соперничать по красоте с цветами», — объясняет Эркен Кагаров.

Афиши – для информации, а не для уродства

Безусловно, для театра, спортивной арены или концертного афиши крайне важны. Но зачастую они — так же как и вывески — становятся визуальным шумом. Кроме того, афиш слишком много, и чаще всего они чересчур пёстрые, констатирует Кагаров.

«Большая проблема — непонимание принципов коммуникаций. Крупный формат афиш рассчитан на то, чтобы увидеть её издалека. Много букв на афишах, большое количество информации — и человек не может её освоить, проезжая мимо на автомобиле. А если он идёт пешком, нужны афиши размером 100*70 см. Можно в городах использовать и афишные тумбы — это старинное решение», — советует эксперт.

Обмануть вандализм

Большое заблуждение, а иногда не больше чем миф, что некультурные люди есть только в России. И в правильной с виду Норвегии можно увидеть разрисованные вандалами паркоматы.

Методом проб и ошибок доказано — графический вандализм редко появляется на заполненных поверхностях, которые несут информацию. Например, на коммуникационных будках лучше разместить бумажные малоформатные афиши — так делают в Амстердаме. Или разрисовать, так сделали в Перми, превратив шкаф в Спанч Боба. Правда в Перми не сразу поняли, что это хорошее решение. После того, как серую будку очистили от сотен объявлений и разрисовали в весёлого Спанч Боба, вандалы к ней не прикасались. Однако коммунальщики посчитали, что лучше вернуть будке пресный вид и закрасили рисунок. Вскоре будка снова стала похожа на уродливую доску объявлений. Через некоторое время здравый смысл победил, и яркий Спанч Боб вновь красуется на улицах Перми, но уже в качестве арт-объекта, а не доски объявлений.

Как проектировать городское оборудование

  1. Материалы должны легко очищаться.

  2. Плоские поверхности нужно перфорировать или текстурировать. На шершавой поверхности писать неудобно.

  3. В городе следует минимизировать плоские поверхности.

  4. Пустые поверхности можно зарисовать заранее, занятое место редко вандалят.

 

 

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×