Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
91.82
+0.70$
98.95
+0.64
+8 °С, ясно
Белгород

От шофёра до главы: Трудовая летопись глав муниципалитетов Белгородской области

7 ноября 2023, 16:51Власть
Фото: Открытый Белгород

Как менялись биографии глав муниципалитетов за последние 25 лет — в большом материале «Открытого Белгорода».

«Открытый Белгород» изучил послужные списки глав 22 муниципалитетов Белгородской области. Мы не только изучили биографии глав исполнительной власти, но и попытались найти у них общее. Получились три абсолютно одинаковые группы с примерно одинаковыми возрастами, а значит и особыми социальными характеристиками.

Это не просто записи в паспортах, но абсолютно разное образование, мировоззрение и жизненный опыт. Речь не об оценке управленческих и человеческих качеств, а об условиях, при которых формировался характер и менталитет. С одной стороны люди прошли еще советскую закалку в партийных органах, со второй — дети трудного безвременья 90-х, и с третьей — социальный продукт более-менее благополучного 21 века.

Разница возрастов между самым молодым и самым почтенным главами муниципалитетов в Белгородской области превышает 25 лет. Олег Медведев только родился, а Геннадий Бондарев уже работал учителем истории в школе. Когда Андрея Чеснокова выписали из роддома, Сергей Бикетов был трактористом в колхозе. Алексей Дыбов спасал людей на скорой помощи, а Галине Руденко выбирали коляску. И это не мешает им быть коллегами.

В карточках указаны главные кадровые вехи руководителей. Читайте внимательно и узнаете много интересного. Каждую группу комментирует наш эксперт, кандидат социологических наук Виктор Воронов. Итоги подведет другой ученый — Евгений Реутов

Все данные взяты исключительно из открытых источников. Поэтому некоторые эпизоды карьер наших героев иногда скрыты или содержат временные лакуны.

Фото: Открытый Белгород

В первую группу вошли руководители с солидным советским багажом. Почти все они начинали трудовой путь с самого простого: Геннадий Бондарев и Анна Куташова работали учителями в школе, Сергей Бикетов — методистом по спорту, шофером и трактористом, Сергей Канищев трудился каменщиком-плотником, Алексей Дыбов фельдшерил на скорой. У Татьяны Кругляковой первую запись в трудовой книжке поставили в колхозе. Только Александр Полторабатько сразу начал карьеру в органах власти — в администрации Алексеевского района.

«Первую возрастную группу я бы охарактеризовал как (не) увядающие комсомольцы. Те, кто рос и воспитывался на примере самоотверженного труда военного и послевоенного поколений. Этот период отличался самым качественным образованием и воспитанием, формирующих личностные качества человека. Все они точно были и пионерами и комсомольцами. Им присущи оптимизм, патриотизм, решительность, а опираются они на крепкие дружеские связи, в том числе и в карьере и бизнесе. Управленческий опыт основывается в основном на примерах старших друзей и шаблонах, которые задала им властная система. Именно они формируют так называемую «белгородскую семейственность», но в силу возраста, век их нахождения на вершине районного Олимпа уже не долог»,
Социолог, доцент кафедры управления Российского государственного аграрного университета имени К. А. Тимирязева Виктор Воронов

Во второй группе руководителей муниципалитетов сразу три человека были связаны с образованием: Татьяна Киричкова, Андрей Гриднев и Андрей Климов. Валентин Демидов начинал с юрисконсульта Пенсионного фонда Украины, Михаил Лобазнов работал инженером, Игорь Щепин — сантехником, Александр Алексеев делал первые шаги в большой жизни на сельхозпредприятии, Владимир Переверзев — в поселковой администрации. 

«Вторая группа — «ветер перемен». Ее формирование происходило на фоне глобальных изменений в советском социуме, а развитие - на осколках великой державы и глобальном распутье. Отсюда и появились генеральные черты руководителей. Для них традиционные ценности важны, но не определяющие. Ими движет расчет и прагматизм. Они все менее консервативны и все более готовы к переменам, к поиску более выгодных вариантов. Данная группа управленцев нарабатывала свой властный опыт на основе неплохой базовой грамотности, но с готовностью использует и принципы научного познания в управлении. Они могут знать и активно изучают новые управленческие технологии и научные теории и способны их использовать на практике. Но той бюрократической школы, как их предшественники, они не имеют. Поэтому иногда допускают «детские ошибки». Но это все относится к обобщенному портрету чиновника данной группы. Как и везде бывают исключения»,
Виктор Воронов

В третьей группе уже нет ни учителей, ни выходцев из рабочей среды, появляются руководители, так или иначе связанные с силовыми ведомствами — Владимир Жданов, Алексей Калашников, Галина Руденко (майор полиции!). Здесь же находятся бывшие бизнесмены — Андрей Миськов, Олег Медведев и карьерный чиновник Андрей Чесноков.

«Третья группа - это группа так называемых «эффективных менеджеров». Их опыт и образование могут существенно различаться, но общее у них— это наличие «быстрых побед» в сфере текущей профессиональной деятельности. Мало кто из них занимается стратегическими решениями, результаты которых можно получить через десятилетия - для них важно «здесь и сейчас». Они с удовольствием пользуются социальными сетями, общительны и открыты, но не всегда готовы сковывать себя данными обязательствами. Они нацелены на развитие карьеры, но за счет заметности только «коротких» побед рассчитывать могут только на командный принцип построения властной вертикали. Принадлежность к команде дает им основание к действию. Если охарактеризовать каждую из групп одним словом, то это будет: опыт, действия, верность. Первые ориентируются на опыт властных поколений, вторые во главу угла ставят деятельность, третья ориентируется в основном на принадлежность к команде»,
Виктор Воронов

Во времена СССР карьерные траектории руководителей в сфере госуправления, как правило, были почти идентичны: завод (колхоз) — армия (для мужчин) — комсомол — партийные или советские органы,. С 1990-х еще одной «кузницей кадров» государственного и муниципального управления стал бизнес и силовые структуры с очень специфической субкультурой. В «нулевые» и десятые годы средой рекрутирования руководителей стали также провластные общественные объединения. В настоящее время федеральной властью предпринимаются серьезные усилия по формированию единой, в чем-то даже монолитной, управленческой культуры через «школы губернаторов», с недавнего времени — «школы мэров» и прочие институции, считает белгородский социолог Евгений Реутов.

«Для управленческой культуры глав муниципалитетов Белгородской области значим не только их возраст и период, в который происходило их профессиональное становление в качестве руководителей, но, прежде всего, принадлежность в то время к определенной команде и позиции, которые они в ней занимали. А поскольку в Белгородской области в течение почти 30 лет региональная элита носила максимально консолидированный характер, то и транслируемые сверху вниз нормативные качества руководителя были достаточно гомогенными. И среди этих качеств основными были результативность и лояльность. Несколько размываться единая управленческая культура «команды Савченко» стала в 2010-е гг. под влиянием транзита из крупного бизнеса, а также по причине того, что «отцов» стали замещать «дети». В настоящее время кадровые траектории в сфере регионального управления стали отличаться еще большей неопределенностью и плюралистичностью. При этом действующий губернатор старается сформировать базовую управленческую культуру, в которой на первый план выходят дисциплина и коммуникативность»,
Евгений Реутов, кандидат социологических наук, Доцент кафедры социальных технологий и государственной службы БелГУ

Этим текстом мы попытались увязать эпохи становления и управленческое поведение глав горокругов и районов. Наука всегда была несколько отстранена от реальной жизни, но ученые всегда дают абсолютно точные ответы на происходящие в мире процессы. От правоты социологов качество воды или ремонт дорог в условном Майском не изменятся. Но некоторые, иногда спорные выводы делать, безусловно, можно.

«Открытый Белгород» продолжит препарировать эту специфичную, но интересную тему. Например, нас заинтересовало набирающее обороты любопытное явление феминизации управления в белгородском политикуме.

Редакция «Открытого Белгорода» благодарит за подготовку материала Виктора Воронова и Евгения Реутова.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Андрей Морозов
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Криминал7 мая , 18:53
«Коньяк или мешок цемента»: в суде продолжается рассмотрение дела о белгородском цемзаводе
Материал
Общество 17 апреля , 12:33
«Аисты возвращаются, значит они мои»: белгородка рассказала, что не прогоняла аистов из Томаровки
Материал
Общество 27 марта , 16:24
«На руках занёс Катюшу в больницу»: белгородец рассказал, как спас пятилетнюю девочку из Никольского