Ещё год назад представители «Оранжевого острова» — компании, работающей на рынке общепита, располагались в офисе в промышленной зоне Белгорода. Стандартные кабинеты с четырьмя бежевыми стенами, одноуровневое освещение, классический стиль угнетали, команде хотелось создать новый, нескучный офис, где можно и подумать, и отдохнуть.
«В производственной зоне нам, конечно, было неудобно хотя бы потому, что это окраина города. Когда приглашали людей на собеседование, тратили много времени на объяснение того, где находится офис. Было тяжело добираться сотрудникам, особенно тем, у кого нет машин, — рассказывает исполнительный директор сети ресторанов быстрого обслуживания «Оранжевый остров» Дмитрий Лебеденко. — Да и промышленная зона на то и промышленная, чтобы в ней располагались заводы, комбинаты и фабрики».
Офис с оригинальными элементами дизайна, где так и хочется выдавать креативные идеи, удалось организовать в бизнес-центре в центральной части Белгорода – эффектном десятиэтажном стеклянном здании, пристроенном к одному из домов так называемой «китайской стены». Открывающийся вид динамично развивающегося города из окна офиса не может не вдохновлять на создание новых проектов.
Любой офис начинается с входной двери. Ключи, которые легко можно потерять или забыть, – вчерашний день. Для удобства контроль доступа в бизнес-пространство «Оранжевого острова» обеспечивают специальные карты, которые идентифицируют работника. Подобная система на входе в офис позволяет ограничить доступ посторонних лиц и повысить уровень безопасности помещения.
Сам офис разделён на три части. В одной собраны сотрудники, занимающиеся продажами: маркетологи, менеджеры, специалисты по снабжению. Во второй зоне расположились: отдел кадров, инженерная служба, специалист по видеонаблюдению службы контроля. В третьей — бухгалтерия.
«Мы специально разделили офис на три локации. HR-отделу, который, помимо кадровых задач, занимается управлением менеджерами, удобнее находиться здесь, проводить встречи с сотрудниками. Тут же располагаются службы, обеспечивающие функционирование технической инфраструктуры кафе, — они тоже нередко участвуют в общих встречах с менеджерами. Те, кто работают с организацией сбыта продукции, повышением уровня товарооборота компании, разместились вместе во второй части офиса. Финансовая служба находится в отдельном кабинете, где сотрудникам никто не мешает. Всё гармонично», — подчёркивает Дмитрий Лебеденко.
Ограниченность офисного пространства стала одним из решающих факторов в его планировке. У сотрудников единая рабочая зона, которая позволяет беспрепятственно общаться и наблюдать за деятельностью друг друга. И всё же в выборе такого решения есть и прагматическая составляющая – open space нивелирует противоречие между необходимостью сотрудников сосредоточиться на рабочих моментах и их потребностью совместно решать необходимые задачи.
«Была идея разделить офис стеклянными перегородками. А зачем? Сотрудники так же, как и сейчас, будут сидеть рядом, только между ними будет ещё ненужная перегородка. В нашем случае их использование не оправдано. Плюс это может привести к чисто практических сложностям, связанным с освещением и воздухообменом», — уточняет Дмитрий Лебеденко.
По словам руководителя службы маркетинга Андрея Никитина, выработка решений в компании коллективная. Конечно, стратегические задачи лежат на плечах руководства, но задачи среднего уровня выполняет команда.
«Новое блюдо сопровождается рядом операций, начиная от закупки продуктов и заканчивая подготовкой ценника. Поскольку работать нужно вместе, open space – отличное решение для такого офиса», — рассказывает Никитин.
И кофе-поинт не отделён от общего пространства. Здесь расположился стол, барные стулья, шкаф и холодильник для хранения продуктов. Сотрудники заглядывают сюда, чтобы за чашкой чая на пару минут отвлечься от текущих задач.
«Меня убивают места, в которых тебя сковывают стены. Казалось бы, площадь та же, а вот место уже не то. Суть в том, что можно выпить кофе за барной стойкой, поговорить с людьми, которые присоединятся к твоей компании, увидев, что ты решил передохнуть. С закрытой кухней такое общение было бы сложнее организовать», — говорит руководитель компании.
В офисе «Оранжевого острова» есть только один кабинет, где работают руководители компании. При этом он огорожен не плотной закрытой стеной, а прозрачной перегородкой. Её использование вполне практично, во‑первых, потому что стеклянный «барьер» не препятствует попаданию солнечных лучей внутрь офиса. Во‑вторых, руководство «Оранжевого острова» планировало лишь частично отделить общее офисное пространство, чтобы не выпадать из рабочего процесса.
А вот отсутствие перегородки между кабинетом директора компании и рабочим помещением сотрудников могло бы сказаться на их работоспособности. В офисе нет переговорной комнаты, поэтому деловые встречи проводятся именно в кабинете. Вряд ли ежедневное обсуждение промежуточных итогов или планов компании в единой зоне помогало бы её представителям погрузиться в рабочую атмосферу. Да и партнёры компании, присутствующие на встречах, наверняка чувствовали бы себя скованно, понимая, что их разговор слышат другие сотрудники.
В каждом офисе есть зона для отдыха. В «Оранжевом острове» она оборудована мягким диваном, стульями и журнальным столиком.
«Честно говоря, не замечал, чтобы там сидели люди. Мне кажется, что кофе-поинт выполняет эту роль лучше. В принципе, у нас такая работа, что не приходится на время «уходить в себя», — отмечает Дмитрий Лебеденко.
По словам Андрея Никитина, устанавливать в офисе игровые приставки, плазму, кресла для сна нецелесообразно. Как говорится, работа должна оставаться работой, а полноценно отдыхать нужно дома.
«Есть в России такие компании, которые обустраивают огромные комнаты для релакса. Не всегда они их создают из благих побуждений. Это специальный ход: сотруднику платят за 8 часов работы, а из‑за подобной «роскоши» он проводит в офисе все 12. Вот она, суровая рука капитализма», — говорит Никитин.
Руководство компании заботится о здоровье своих сотрудников, поэтому в помещении установлены приборы для обеззараживания воздуха. Лампы очищают его от вредных микроорганизмов, и даже зимой, когда иммунитет ослаблен, благодаря им работники могут не заболеть.
Дизайн офиса «Оранжевого острова» напоминает кафе компании: такая же цветовая гамма, деревянная мебель, украшающая стены искусственная зелень. Интерьер не только решает эстетические задачи, но и способствует максимальной продуктивности работающих в нём людей.
«Мы хотели, чтобы люди, не смотря на вывеску, понимали, что это за офис. И нам как работникам приятно находиться в месте, где интерьер навевает мысль о нашем детище», — подчёркивает Дмитрий Лебеденко.
В одной части офиса превалирует мебель светлых оттенков, в другой – тёмных. Чёткий классический контраст создают стены коричневого и молочного цветов. В компании говорят, что это скорее эстетический ход, нежели способ повысить производительность труда сотрудников.
«Я не верю в истории о прямой зависимости цвета стен и результата работы. Например, если бы здесь был зелёный оттенок, работать было бы напряжённее или наоборот. Это в определённой степени создаёт комфорт, не более», — убеждён директор компании.
Стены украшает граффити в ярких тонах. Оно принадлежит известному уличному художнику — Анатолию Зеленскому. Если изначально настенные изображения казались просто нетривиальным способом украшения интерьера, оживляющем всё рабочее пространство, то сегодня это арт-объект, представляющий художественную ценность.
По словам представителей компании, при выборе стиля офиса необходимо определить предпочтения сотрудников. Если большинству нравится лофт, который точно будет стимулировать к выполнению заданий, можно пойти навстречу и поставить мебель из массивных компонентов. В офисе «Оранжевого острова» интерьер было решено сделать более традиционным, потому что он устраивает его обитателей.
«Можно сказать, что у нас минимализм в оформлении рабочих мест. У сотрудника есть свой уголок, свои предметы на столе, но чуть больше пространства для каждого не помешало бы», — говорит Дмитрий Лебеденко.
Дизайн-проект разработал местный специалист. Он же работает над «художественным конструированием» кафе «Оранжевого острова». В разговоре о дизайнере Дмитрий Лебеденко добавил, что есть люди, которые выполняют работу от первого пункта до последнего исключительно по договору, а есть те, которые загораются идеей и работают на максимальный результат. Дизайнер «Оранжевого острова» — один из таких, творческих и по‑настоящему ответственных людей.
По словам представителей «Оранжевого острова», в бизнес-пространстве абсолютно бессмысленно ставить роскошные кожаные кресла, подсвечники, стелить ковры, даже если компания действительно богатая. Интерьер должен отражать философию компании, нежели её достаток.
Как известно, цвет способен повысить узнаваемость компании. Наверняка о том, что у «Оранжевого острова» в интерьере преобладает оранжевый, знают все белгородцы. Яркий акцент присутствует не только в заведениях, но и в самом офисе. К примеру, здесь можно увидеть оранжевые стулья или мини-предметы на столах, которые идеально вписываются в общую палитру оформления.
«Самое главное – это чтобы интерьер не удручал. Я убеждён, если человеку нравится офис, в котором работает, он не стесняется этого места и даже гордится им, продуктивность однозначно будет выше. Ловлю себя на мысли, что сидеть в коробке мне бы не понравилось, – отмечает Дмитрий Лебеденко. — Интерьер нашего офиса помогает проникнуться рабочей атмосферой. Придя сюда, я понимаю, что могу что‑то сделать, придумать, реализовать».