Детское увлечение очень часто перерастает в профессию. В случае Евгения – настоящее семейное дело предопределило судьбу. Никто не заставлял, просто мальчик охотно помогал, испытывая интерес к пчеловодству. Как получить мёд, почему он бывает и белым, и коричневым, и какой сложнее в производстве? Подводных камней в этой теме немало, и только спустя годы Евгений сам смог ответить себе на эти вопросы.
«Изначально пчеловодство в нашей семье началось благодаря дедушке. Я всегда был на пасеке, и мне нравилось наблюдать за тем, как они живут. Когда ты маленький, сложно уложить в голове, чего им стоит приносить мёд. Недаром говорят «трудится, как пчела». А сравнивают так, потому что это самое трудолюбивое существо. Сейчас мы производим мёд с отцом, дело это не забрасываем, это было бы неправильным. Нужно сохранять традиции», — рассказывает Евгений Курганский.
В первой половине дня Евгений учитель информатики в Корочанском техникуме. Во второй – пчеловод. График работы позволяет совмещать преподавание и пчеловодство. И первое, и второе занятияе, прежде всего, для людей.
Зимой и того проще — пчёлы отдыхают, можно заниматься другими делами. Офисная работа на постоянной основе угнетает своим однообразием, Евгений это знает на собственном опыте. Стиснул зубы, попробовал, осознал, что пришёл не туда и решил не терзать себя тем, что не приносит удовольствие.
Раньше семья держала около 30 пчелиных семей. Сегодня, конечно, цифра в разы больше.
«Есть поговорка: „цыплят по осени считают“. Если говорить о пчёлах, то их считают в мае. Только в это время понятно, как они пережили зиму, и кто остался в строю», — объясняет пасечник.
Пород много. Когда у Евгения спрашивают, какие именно разводит, отвечает коротко: местных. Когда пчеловодством в семье занимался только дедушка, разводилась в основном среднерусская пчела. Её безусловное преимущество – выносливость. Пчела очень продуктивна и морозоустойчива.
Ещё одна особенность этой породы – крупный размер пчел. По этому показателю среднерусская разновидность уступает лишь итальянской. Однодневные пчелы этой породы весят около 100 мг.
Сейчас Евгений разводит в основном «карпатку». Порода весьма универсальна и подходит как для южных, так и для северных районов, для степной и для горной зон.
«Чистота породы может быть гарантирована тогда, когда в округе нет других пасек. А с этим у нас дефицита нет. Матка вышла на облёт, и мы не знаем с кем она там, трутни летают самых разных национальностей (смеётся). Европейские крупные пчеловоды ставят пасеки на острове, там породу можно контролировать и дать гарантию на её безупречность. Поэтому, у нас пчёлы местной национальности», — объяснил фермер.
Основная масса производимого мёда на пасеке Евгения – так называемое разнотравье: подсолнуховый, липовый, акациевый. Всё зависит от сезона.
Помимо этого, в мёд добавляют: грецкий орех, миндаль, фундук, кедровый орех, кешью. Если правильно растопить сладость и добавить орехи, получится крем-мёд, которые приходятся по вкусу тем, кто заботится о своём здоровье.
Сказочными историями о происхождении пчёл и многообразии сортов мёда. И это история повсеместная, не только в области. Евгений нередко становится свидетелем, как на ярмарках местные производители рекламируют 20, а то и 30 сортов мёда. Хотя в нашей местности в сезон можно собрать всего около пяти сортов мёда, и то при невероятной удаче. Медоносная база уменьшается из года в год.
При этом на рынках продают и те сорта, которые физически не могли появиться из‑за погодных условий.
«Если весной есть акация, конечно же, мы получим акациевый мёд. Но погодные условия не всегда позволяют ей расцвести в нужном количестве. То есть по сути акации нет, а фермеры продают акациевый мёд. Вопрос: откуда он берётся в таких количествах», — задаётся вопросом Евгений.
Интернет выводит огромное многообразие различных советов, но пасечник согласен не со всеми. Например, «опытные» разоблачители говорят о том, что можно капнуть мёд на руку и проверить таким способом его липкость. Евгений говорит, что этот способ не действенный, так как кожа у всех разная.
Лучше всего поможет вода. Хороший мёд в ней хорошо растворяется. Помимо этого, мёд не горит. Можно взять бумажку, поджечь и убедиться. Но это если вам позволят. Не все продавцы согласны на такие эксперименты.
Полгода назад Евгений пришёл к выводу, что мёд у него хороший и нужно придумать оболочку для маленького бизнеса. В голову пришла пусть и не новая, но для пчеловода интересная идея – эксклюзивная упаковка.
«Мы поняли, что нужно как‑то развивать розничную торговлю. У нас город маленький, у каждого второго в деревне есть кто‑то, кто занимается мёдом. Привлекать внимание решили красивыми коробочками. Рисунок наносится с помощью лазерной установки. Сложность в том, что лазеру же не объяснишь: одну линию рисуй, а эту не рисуй. Надо взять фотографию объекта и проработать каждую линию, которая должна остаться», — говорит Евгений.
Так появились именные коробочки с гербом Корочи и памятником Князя Владимира. Все изображения – пожелания покупателя. Выжечь лазером можно почти всё, главное очень подробно проработать макет. Спрос на такие особенно обостряется перед праздниками.
Зимой на пасеке пчёлы собираются в клубок и медленно двигаются по рамкам. Из‑за того что они очень плотно сбиваются и медленно трутся друг о друга, буквально генерируя тепло. На улице может быть минус десять, а в эпицентре клубка выше 20 градусов.
Опытные пасечники утверждают, что полезен не только мёд, а даже воздух вокруг ульев, пчелиные звуки и запахи. И это еще одно направление для развития апитерапия, когда над ульями некоторые умельцы сооружают специальные лежаки.