— Что вы читали у Тургенева?
— Ну… «Му-Му».
— Всё?
— Базарова ещё помню, «Отцы и дети, кажется».
С такого честного диалога начинается постановка «Тургенев. Сегодня». Это не просто спектакль, это возможность прикоснуться к удивительной жизни талантливого человека. Прожить с ним счастливые и трагические моменты его жизни. Смеяться над реальными курьёзами и плакать из‑за страшных разочарований автора. Автора, которого начали забывать.
Ради эксперимента перед началом спектакля, вводим в поиске Google простой запрос: Топ-10 русских писателей, которых стоит прочитать. Ответ предсказуем – Тургенев с «Асей», «Дворянским гнездом», «Записками охотника» и другими произведениями медленно и грустно плетётся в конце списка, либо вовсе не входит него.
«Его мало преподают в школе, пиарят Пушкина. Пушкин, конечно, олицетворение России, как по мне, но про Тургенева говорят действительно мало», — делится соображениями перед спектаклем школьница Виктория Плешкова.
Главный зал Белгородского драмтеатра заполнен полностью. Зрители — люди разного возраста. Школьники и их родители, студенты, представители культурной общественности, а также власти и бизнеса. Все они собрались, чтобы ответить на главный вопрос – какой Тургенев сегодня? Традиционно, голос из‑за кулис предупреждает: пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны. Выкрикивать из зала нельзя. (пауза) Смеяться – можно.
Два часа без антракта пролетают в один миг. Это именно та постановка, где герой сам рассказывает непростую историю своей жизни. Мы наблюдаем как из мальчика, росшего в глуши под надзором суровой матери, вырастает великий писатель. Сложно подсчитать сколько раз в первой сцене прозвучало хлёсткое «Выпороть его!» из уст матери, которую безупречно играет заслуженная артистка России Любовь Руденко.
«Злая она! Как можно быть такой? Уехать бы, сбежать», — восклицает Анатолий Руденко в роли Тургенева.
После этого события разворачиваются стремительно.
Она не могла обойти романтичного Тургенева и обуяла его целиком. На сцене разворачивается любовная драма, случившая с Иваном Сергеевичем. Вначале зрителю непонятно, что происходит на сцене: история из жизни писателя или отрывок из повести «Первая любовь». Позже становится ясно: произведение написано на основе того, что реально происходило в семье писателя. Влюбляясь в красивую девушку, Тургенев понимает, что истинный объект любви этой музы – его собственный отец.
«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски… я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал», — из дневника Ивана Тургенева.
В общую ткань спектакля вплетена игра актёров, небольшие фильмы, основанные на произведениях писателя, песни, исполненные как в классическом стиле, так и в хип-хопе. Зал такие режиссерские находки поддерживал смехом, удивлённым вздохом и аплодисментами. Особенно ярко приём противостояния демонстрируют, чтобы вспомнить «Отцов и детей».
Актёры одеты по моде современников Тургенева, а обувь практически у всех – одинаковые белые кеды. Вряд ли такой ход сделан для того, чтобы героям было удобно передвигаться по сцене. Изящная подача с привкусом современности – способ привлечь внимание разновозрастного зрителя.
Смена декораций, и мы вместе с Иваном Тургеневым знакомимся с Татьяной. Молодая и красивая, сумасбродная и настоящая.
«Что вы там всё время пишете в своем блокноте? Кто такая Ася», – спрашивает у Тургенева влюблённая девушка.
«Это же ты», – робко отвечает он.
Так зрители понимают, что ещё одна повесть Тургенева – снова результат реальной жизненной истории.
В этом и был весь Тургенев, он писал то, что видел и чувствовал. Ему не приходилось придумывать истории, которые будут трогать искушённую читательскую душу. Он и есть история.
История, которую нельзя было обойти стороной. Певица Полина Виардо – доказательство простой и верной истины: женщина может кружить мужчинам головы, даже не обладая безусловной красотой и умом. С Иваном Тургеневым её познакомил муж Луи Виардо, композитор и директор Итальянского театра в Париже.
«Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный», – говорил Тургенев возлюбленной.
Именно Виардо стала той женщиной, которая закрыла Тургеневу глаза после тяжелой болезни. Именно она воспитала его дочь. Финал постановки драматичен – Тургенев медленно уходит, закрывая за собой дверь.
Во время спектакля несложно определить, кто из зрителей в зале причастен к происходящему. На последнем ряду затаив дыхание за спектаклем наблюдает женщина в белом. Позже узнаем, что это автор идеи Эльмира Щербакова. Под её руководством в стране третий год подряд с успехом реализуется проект «Театральная Россия».
«Идея возникновения этого спектакля удивительна. Я попала в город Орёл в музей Тургенева. Мне рассказали про него так, что я полюбила его. Он был космополитом, ездил по многим странам, продвигал своё творчество и помимо этого переводил много русских писателей, являясь просветителем. Я подумала, что нужно что‑то делать с этим чувством, с новыми знаниями. Так родился наш проект. Мы встретились с режисёером Глебом Черепановым, посмотрели рейтинги и увидели, что Тургенев на сегодняшний день не на первом месте. Мы решили эту несправедливость победить через разные жанровые формы, чтобы притянуть зрителя. 9 ноября у нас будет готова киноверсия, которую покажут по всему миру. Будем отмечать его юбилей – 200 лет. Думаю, Иван Сергеевич такого не ожидал», – рассказала Эльмира Щербакова.
«Тургенев. Сегодня» уже с успехом прошёл на ведущих театральных площадках Москвы, Калуги и Липецка. Теперь его увидел и Белгород. Проект создан благотворительными фондами «Культурные сезоны» и «Мир и гармония» в рамках проекта «Театральная Россия» — с использованием гранта президента страны. В спектакле участвуют ведущие актёры и актрисы московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Джульетта Геринг и другие. А сам спектакль для авторов проекта – это не источник заработка, и билеты на него бесплатные.
«Аристократ духа, человек глубоких идей – он запомнился нам как автор, создавший чистые, вечные образы. Я присутствую на каждом показе, вместе с режиссером. Для меня важно видеть плоды работы, присутствовать и поддерживать», – делится Эльмира Щербакова.
Изящную, деликатную и по‑настоящему вкусную историю покажут в 18 театрах Центрального федерального округа страны. В Белгороде показ пройдёт на базе Центра молодёжных инициатив.