Талантливые и самые простые, прекрасные и отталкивающие. Граффити есть в каждом городе. И если раньше они появлялись исключительно под покровом ночи, то сегодня власти все чаще приглашают художников поработать легально — на благо города.
На диалог с властями пошёл и Павел Ларичев, он же Pasha Kes, в граффити-кругах области довольно известная фигура. Ему 29 лет. И он – типичный пример того случая, когда хобби всей жизни сделало имя и переросло в реальный способ заработка.
«Я начал этим заниматься, когда мне было 14. Тогда многие мальчишки делали что‑то подобное. Отец был против, но именно он купил мне первые баллончики с краской», — рассказывает Павел.
Большинство молодых людей сегодня стремятся работать с 09:00 до 18:00. Желательно в светломсовременном офисе с кондиционером и, обязательно, гарантиями и социальным пакетом. Всё по правилам. Павел тоже пытался примерить на себя несколько таких образов. И это ещё раз позволило ему понять, что границы созданы для того, чтобы их стирать. А лучше – заштриховывать яркими красками.
«Когда начинаешь заниматься подобным, мало поддержки обычно. Когда я заявил, что увольняюсь и начинаю серьёзно заниматься граффити и работать только на себя, на меня навалился груз непонимающих родственников. Видели бы вы их лица», — улыбаясь, говорит граффитист.
Оказалось, что полотном для граффити может стать что угодно: вагоны, стены, заборы, машины. Чем больше места, тем шире полёт фантазии. Павел «улетел» настолько, что в него поверили, и тогда начались серьёзные заказы. А вместе с художником канул в лету почти весь гардероб. «Узнайте меня по капелькам краски на одежде», — смеётся Павел.
«Есть мнение, что чем больше размер работы, тем сложнее её выполнять. На самом деле, на большом полотне есть свобода движения. Гораздо труднее выполнять заказ, где уйма разных мелких деталей. Это очень кропотливая и длительная работа», – отмечает художник.
Как обывателю определить со стороны, пишут на стене уникальный рисунок, который превратит серость в произведение искусства, или это что‑то нецензурное? Окружающим, говорит Павел, проще осудить, чем разобраться:
«Люди бывают разные, кому‑то нравится, кому‑то – нет. Я спокойно к этому отношусь. Был случай, когда с балкона на меня кричал мужчина, чтобы я уходил, потому что ему нечем дышать. Я улыбнулся, попросил потерпеть меня пять минут».
Роспись интерьера и экстерьера, настенная живопись – сейчас у Павла работы немало. Последняя на сегодня – граффити длинной 110 метров на бетонном заборе подстанции «Западная». Заказ поступил от управления молодёжной политики. Художнику рассказали о технике безопасности на объекте, вооружили всем необходимым и помогли подготовить плиты.
«На всё ушло около 200 баллонов краски. Чтобы рисунок прожил долго, плиты очистили от пыли, загрунтовали, покрасили фасадной краской. После этого началась серьёзная трёхнедельная работа», – вспоминает Павел.
Закончить работу удалось буквально на днях. Композиция знакомит нас с прошлым и пошагово отправляет в будущее. Всё начинается с лошадей, которые тянут телеги. Затем появляется основоположник современной электроэнергетики Никола Тесла. Следом взлетают космические корабли, светятся огнями современные мегаполисы.
Павел надеется, что в его работе каждый сможет увидеть что‑то своё, и это позволит ей сохраниться как можно дольше. Однако художник осознаёт, что граффити понимают не все, кто‑то и вовсе считает это вандализмом. В июле, например, в Петроградском районе Петербурга Сквер Цоя превратили в серую стену. На изображение легендарного музыканта пожаловался местный житель и в течение месяца коммунальщики избавили город от данного граффити. Ранее, там же в Петербурге вандалы испортили граффити с Сергеем Бодровым.
«Ничто не вечно под луной. Надеюсь, мои работы такая участь не ждёт», – скромно произносит в ответ белгородский граффитист.