Сегодня в России проживают около 200 национальностей: аварцы, казахи, ингуши, якуты, и у каждого из них своя, особенная, история. Знания о ней помогают развитию межэтнического общения, позволяют стать «своим среди чужих». Узнать, насколько эрудированы жители нашей страны в этнографии, решили организаторы «Большого этнографического диктанта», к которому накануне Дня народного единства присоединились белгородцы.
В этом году акция получила статус международной, её поддержали представители Киргизии, Молдовы и Таджикистана. В областном центре площадки разместились на базе восьми образовательных учреждений. Написать диктант можно было в Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате, БГИИК, Белгородский педколледже, а также в НИУ «БелГУ».
Участие в этнографическом диктанте на базе НИУ «БелГУ» приняли в большинстве своём студенты вуза, 90% — учащиеся историко-филологического факультета педагогического института Белгородского госуниверситета. Для них вовлечённость в оценку исторических знаний играет особую роль, акция помогает ощутить сопричастность к судьбе Родины.
«Поскольку я обучаюсь на истфаке, этнография для меня — одна из важных частей истории. Прежде всего, участие популяризирует интересы к изучению историографии. История – наше всё!», — отметил участник диктанта Алексей Зубков.
По словам декана историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ» Андрея Папкова, традиционно вуз становится одной из площадок проведения этнографического диктанта. Ежегодно к нему присоединяются студенты института, чтобы понять, какие вопросы им известны, какие – нет, чтобы направить свои силы на заполнение пробелов. Белгородская область – это регион, в котором есть свои особенности заселения в силу пересечения культурно-исторических фактов, и необходимо помнить об этом.
Все участники этнографического диктанта получили одинаковые по уровню сложности тестовые задания. За 45 минут они должны ответить на 30 вопросов, в 20 из которых рассматриваются нормативно-правовые основы государства, 10 – построены с учётом региональной специфики.
«Казалось бы, ты родился в Белгородской области, учишься здесь, общаешься, у тебя много друзей из разных уголков, но, читая вопрос, какие ремёсла были развиты в XX веке в Прохоровском районе, ты понимаешь, что не знаешь этого. Пройдя диктант, отправишься в библиотеку, откроешь книгу по белгородоведению и начнёшь изучать родной край. Важно знать, сколько у нас малочисленных народов, есть ли у них особые права, что нужно сделать для того, чтобы они были. Этнографическое испытание — это толчок начать узнавать факты об истории своей семьи», — подчеркнула член Молодёжного правительства области, волонтёр Виктория Михель.
В проведения диктанта организаторам помогают волонтёры. На площадке Белгородского госуниверситета работали восемь добровольцев, которые регистрировали участников, провожали их к аудитории сдачи диктанта, раздавали и собирали бланки. Каждый участник получил ручку, лист с заданиями, бланк ответа и черновик. Списать не получилось бы при всём желании, да и бессмысленно это, ведь диктант должен помочь определить прорехи в этнографии, чтобы в будущем их устранить.
«Диктант не направлен на победу. У нас нет минимального порога, который должны пройти все участники. Задача — не выиграть, а проверить, насколько ты эрудированный человек», — рассказала Виктория Михель.
Участница Мария Белоусова ни на секунду не сомневалась в том, что справится с заданиями. По её словам, трудности возникли только при выполнении первой части заданий, где речь шла об истории народов РФ, законодательной базе национальной политики. А вот вопросы о традициях и обычаях народов Белгородской области одолела быстро:
«Я ходила в Белгородский государственный музей народной культуры, где мне рассказали об особенностях истории края, поэтому была в себе уверена. Кроме того, я проходила промотест, смотрела, какие вопросы были в прошлом году, чтобы максимально подготовиться к диктанту. Самым сложным показался вопрос: как называется элемент одежды женского гардероба, который надевали замужние женщины несколько веков назад? Но, думаю, и с ним я справилась».
По словам Людмилы Байзаковой, люди должны интересоваться историей государства, региона, в котором живут, ведь этнография формирует мировоззрение, учит нас жить с пониманием, что народов много, а страна одна.
По словам организаторов, объективность знаний, представленных на диктанте, достаточно высокая, поскольку все участники получают задания только перед началом мероприятия. Информацию не получится быстро найти в Интернете или спросить у специалистов. При этом составители не включили в список узконаправленные вопросы, для ответа на них не нужны широкие энциклопедические знания, достаточно базовых.
Результаты диктанта станут известны 12 декабря, посмотреть их можно будет на сайте «Большого этнографического диктанта». Независимо от того, сколько баллов набрали, все участники получат сертификаты. На портале разместят также правильные ответы, которые помогут участникам понять, в каких вопросах они оказались недостаточно подкованы. Те же, кто по каким‑либо причинам не смог приехать на площадку проведения диктанта, смогут пройти его сегодня онлайн.
«Люди заинтересованы проверять знания в различной отрасли, тем более что диктант проводится не в рамках учебного процесса. Участники не получат по его результатам «зачёт» или «незачёт», это будет оценка для себя. Диктант станет своего рода стартовой точкой, которая поможет развиваться», — отметила волонтёр Юлия Кириченко.
На скольких диалектах говорят жители современной России, как называется традиционное жилище тувинцев или национальное блюдо жителей Узбекистана на свадебном застолье… Диктант включил в себя вопросы разного характера. Он стал импульсом единства и согласия, позволил сплотить соединённых общей судьбой людей. Не случайно он проводится накануне Дня народного единства, подчеркивают организаторы.
«Это важно, знать, сколько народностей было утеряно в начале XX века, когда осваивали территории в ходе колонизации. Культурные особенности сегодня утрачивают силу, возможно, их не удалось передать из поколения в поколение или кто‑то принёс свою культуру, из‑за чего произошла ассимиляция. Культура народов неисчерпаема, это кладезь, который можно изучать бесконечно», — уточнила Виктория Михель.