Один из спикеров, кому предстояло открывать секции, — наш земляк, выпускник БГТУ им.Шухова, а ныне — системный архитектор сервиса Lamoda Алексей Скоробогатый. Если коротко, то его задача в большой команде Tech Lamoda – анализ компромиссов платформы, который помогает упрощать работу системы, повышая тем самым эффективность бизнеса. Также в числе задач — поиск возможностей масштабирования системы при условии роста нагрузок на неё и проработка независимости отдельных составляющих системы за счёт изоляции компонентов.
«Систем много, они все разные по размеру, но через них проходит большое количество данных, и нужно построить такую модель, чтобы последующие требования от бизнеса укладывались в эту архитектуру, не усложняя её. В случае с Lamoda мы каждый год готовимся к Black Friday, и с 2011 года не падали. Если вкратце, наша цель и моя как архитектора – строить компоненты, которые максимально независимы. Это было написано в одной книге The Pragmatic Programmer 20 лет назад, и это до сих пор актуально».
По его словам, с 2011 года Lamoda развивалась вокруг заказов. Но у бизнеса сегодня есть запрос на персонализацию в общении с клиентом. Поэтому многие сервисы ставят в центр взаимодействия именно пользователя: что он из себя представляет, какая у него история взаимодействия с сервисом. Все эти данные помогают персонализировать общение – предоставлять персональные скидки, персональные уровни сервиса доставки.
«Заказываешь и выкупаешь, вот тебе бесплатная доставка, вот тебе купон. А ещё дополнительные условия на оплату или какой‑нибудь подарок в корзину», — уточняет Алексей.
Как отмечает архитектор, по‑старинке системы строились исходя из необходимого функционала. Однако такой подход позволял строить лишь монолиты. Их недостаток – множественная ответственность, ведь он выполняет не одну конкретную задачу. При этом все процессы отрабатываются на локальном уровне и замыкаются именно на монолите, что зачастую провоцирует неравномерный рост нагрузки.
Решить проблему, по мнению Алексея, помогает декомпозиция системы в микросервисы, которые имеют одну единственную ответственность. В отличие от монолитов, где высок уровень локальности обращений, здесь они трансформируются в связи между сервисами. И в такой ситуации только неструктурированность связей может стать причиной возникновения каких‑либо проблем.
Именно поэтому, как считает архитектор, минимальная единица измерения сегодня – событие: создание заказа, изменение статуса, отправка СМС, в конце концов просто клик пользователя и т. д. Все события хранятся в базе данных. В Lamoda для документирования событий используют систему Apache Kafka, которая помогает обрабатывать потоки данных.
«Мы не позволяем теперь напрямую ходить в базу, напрямую к сервисам. Если нужны какие‑то данные, сходите в Kafka», — отмечает Алексей.
Это позволило внутренним пользователям работать параллельно с внешними пользователями, но с теми же данными, обращаясь каждый раз не к самой системе, а к логам по результатам её работы.
Ещё один спикер, неожиданно собравший аншлаг – основатель и арт-директор UX-студии Everest Владимир Белоусов. Команда сегодня занимает 21 место в рейтинге дизайн-студий по версии Deadline. При всём этот штат насчитывает всего 25 человек, а офис компании располагается в… Тамбове.
«Книгу «Утрата антихрупкости» Насима Тэлеба — американского математика и трейдера, который занимается предсказаниями на основе математических расчетов и других аналитических факторов – я прочёл с 5 раза, — вводит в курс дела Владимир. — Его понятие антихрупкости актуально для любой профессии, и по сути это умение работать с самим собой, с обратной связью, которую ты получаешь, с отношением к обратной связи и возможностью генерировать достаточное количество той самой обратной связи, потому что она двигатель вашего собственного прогресса».
По словам дизайнера, у слова хрупкий нет синонима. Эластичный и гибкий – это не то. Самый яркий пример антихрупкости, уточняет спикер, – гидра из древнегреческой мифологии, которой отрубаешь одну голову, а у неё еще две вырастает. И в этом случае гидра олицетворяет собой классическую антихрупкость, ведь любые потрясения привносят в антихрупкую вещь больше пользы, соответственно наносят меньше вреда по мере увеличения интенсивности потрясений. Но только до какого‑то уровня. Ещё одно преимущество антихрупкости — это возможность извлечения выгоды из неудач, потерь и ошибок, закаляться, развиваться. Становиться сильнее при столкновении с хаосом.
«В случае с дизайнером всем знакомая ситуация: делаешь долго какой‑то макет, потом он сталкивается с молотом арт-директора или клиента. «Саня, всё фигня, давай заново», — говорят тебе. А ты столько времени потратил, всю душу вложил. Это все из‑за того, что у каждого есть определенная шкала влюбленности. Влюбленный человек всегда хрупок, а влюбленный в свой макет дизайнер хрупок вдвойне. И тут мы приходим к моему любимому определению дизайнеров-дикобразов. В момент возникновения какой‑то опасности они выбрасывают иголки», — сравнивает Владимир дизайнеров с импульсивными животными.
По его словам, такие специалисты начинают как дикобразы выбрасывать свои иглы, потому что расценивают эту ситуацию как посягание на свою собственность. При этом, уточняет Алексей, у всех дизайнеров-дикобразов есть отличительная черта: они не имеют твёрдых аргументов для защиты своей идеи – факты, цифры, результаты исследований. Выставляя шипы, такие дизайнеры отказываются от осмысления замечаний, они начинают вваливаться в спор, и в такой ситуации им главное отстоять свою правоту вне зависимости от её объективности.
«На самом деле дизайн дизайнеру не принадлежит. Он создаётся для клиента, оплачивается клиентом и решает задачи клиента. Для дизайнера — это кейсик в портфолио», — подчеркивает Владимир Белоусов.
Из опыта, уточняет арт-директор дизайн студии, дикобразов больше всего среди специалистом уровня middle, меньше всего среди junior'ов:
«Джун-дикобраз – это вообще самое опасное и самый безнадежный тип, потому что у него сильно завышена самооценка, чаще всего с такими выскочками очень сложно работать, и из‑за этого он практически не обучаем. Больше всего их среди мидлов, потому что они находятся в переходном возрасте, у него уже есть очень много амбиций, и ему уже кажется, что он что‑то хорошо умеет делать. Сеньоры как правило сформированные, и для них проблема менее актуальна, особенно если специалист стремится к обучению, не идеализирует себя и не считает себя гуру, у него нет на голове короны. Ключевое, что нужно понимать: шквал критики не позволяет мозгу извлекать пользу из происходящего, поэтому это является самой частой причиной остановки профессионального роста дизайнера».
Как же стать антихрупким. По словам Владимира, в момент критики важно отсеивать всё лишнее – по аналогии с промыванием золота – выискивать в любых эмоциях крупицы смысла и прилагать все усилия для того, чтобы их осознать и постараться как‑то применить. Эти крупицы смысла и являются строительным материалом уникального опыта. Это невозможно получить из книг и курсов, поэтому умение находить крупицы смысла и отличает крутого дизайнера, да и в принципе любого специалиста от настоящего профессионала.
«Антихрупкий дизайнер, как и обычный хрупкий, проходит все те же стадии, но по пути он не теряет веры в результат и сохраняет веру в то, что независимо от негативной обратной связи можно делать крутые штуки. И он готов их делать любое количество раз. Дизайнер из Тинькофф однажды сказал, что профессиональный специалист отличается от обычного тем, что он готов переделывать миллион раз и при этом делать каждый раз хорошо», — раскрывает суть антихрупкости Владимир и уточняет, что именно поэтому в портфолио попадает так мало работ, люди зачастую попросту не дотягивают.
Таким образом антихрупкий дизайнер под действием внешних раздражителей становится сильнее, и чем их больше сложностей, тем быстрей протекает процесс становления профессионала.
«Для начала нужно понять, что есть правки на самом деле. Мы все их не любим, но правки — это обратная связь, которая отражает видение одного человека результата действий другого. Как правило, автор правок преследует благую цель, но зачастую сам не является дизайнером, поэтому на дизайнерском языке не разговаривает», — говорит Владимир Белоусов.
Их сегодня становится всё больше, и найти качественного специалиста становится всё сложней, констатирует руководитель центра дистанционного обучения «Проектная ПРАКТИКА» Владимир Полковников. После долгих лет работы в консалтинге он решил уйти в собственные проекты, применив при этом все свои навыки.
«Нанимать штат IT-шников затратная история. Фриланс в этом плане дешевле, но и рисков тут больше. Во фрилансе дичайшая конкуренция. На одно предложение 3–40 откликов, и мне как работодателю приходится выбирать», — отмечает Владимир.
По его словам, концептуально фрилансеры как бизнес-единицы должны делать две вещи: управлять своей активностью как проектом, а также уметь встраиваться в систему управления проектом заказчика.
«Понимание этого стоило мне 750 тысяч рублей», — делится неудачей спикер.
По его словам, упростить работу с любым стартапом поможет опыт проектного управления: составляем концепцию, анализируя при этом конкуретную среду и формируя уникальное рыночное предложение, составляем ТЗ, расставляем контрольные точки, отдаём в работу специалистам. В условиях офиса всё просто – контролировать работу можно регулярно, для этого руководителю не нужно искать отдельное время, а исполнителю писать отдельный отчёт. В случае с дизайнерами всё куда сложней.
«От фрилансера мы ждем три вещи: коммуникация, договор, контроль – раз в две недели по пятницам. Обо всём договорились, ударили по рукам. Я доволен собой. Счастливый. Отправляюсь с дочерью на дачу», — воспроизводит реальную ситуацию Владимир.
Однако проходит две недели, но смотреть нечего, специалист на удалёнке говорит, что у него запара и просит ещё две недели. Понимая, что сроки не поджимают, Владимир соглашается. Но черед две недели ситуация повторяется. Ещё через еще две недели исполнитель перестаёт выходить на связь.
«Я в панике, пытаюсь найти контакты фрилансера, в итоге нахожу его в социальных сетях. Поднимаю договор, в нём нет ни адреса, ни каких‑то других контактов. И предоплата была произведена. В какой‑то момент он выходит на связь, рассказывает про семейные обстоятельства и обещает активно включиться в работу. Я думаю: те, кто хотят кинуть на деньги, так не поступают. В итоге он даже что‑то показывает, я даю правки. Потом он снова исчезает, появляется, снова исчезает. В итоге мы затянули разработку вместо двух месяцев на полгода», — подводит итог неудачного сотрудничества спикер.
Поэтому, по его словам, первое, что надо сделать, – организовать очную встречу с разработчиком на фрилансе. Посмотреть друг другу в глаза. Это на языке проектного управления обычно называется kick-off (установочная встреча). Звоним на несколько телефонов, чтобы убедиться, что он берет трубки. В договоре проверяем номер паспорта, адрес регистрации до дома. Контроль делаем более дробным. Например, договариваемся раз в неделю сверять результат на тестовом сервере, где можно наблюдать, как нарастает функционал проекта.
По оценкам Полковникова, сегодняшние тенденции бизнеса непрозрачно намекают на то, что рынок фриланса будет расти в невероятной прогрессии, равно как и конкуренция на нём. Поэтому если каждый фрилансер пройдет обучение проектному управлению и отразит эту компетенцию в резюме, то это только повысит конкурентоспособность каждого конкретного специалиста в глазах заказчика и позволит последнему осознанно выбирать исполнителя.