Слепые и слабовидящие люди ограничены в восприятии мира — не могут в полной мере визуально воспринимать объекты и информацию. В том числе и городскую архитектуру: кто‑то видит искажённо, а кто‑то представляет только в своём воображении.
Тифлокомментирование — это детальное описание объектов, позволяющее слабовидящему или слепому человеку максимально точно представить описываемое.
Подробное словесное описание часто дополняет тактильная часть занятий, когда человек трогает объект, ощущает его фактуру, рельефность, форму. В Белгороде пошли дальше — библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко и филармония дополнили тактильную часть музыкой.
«Главная цель — помочь слепым и слабовидящим людям создать мысленный образ архитектуры Белгорода. Для этого мы провели цикл встреч, на которых рассказали об архитектурных стилях на примере белгородских зданий: классицизм, модерн, барокко, символизм, хай-тек, — делится заведующая издательским отделом библиотеки Ирина Сульженко. — Наш мысленный образ мы создавали при помощи детального описания архитектуры. Затем представляли его трёхмерное изображение в виде макета или рельефно-объёмного изображения. Третий немаловажный компонент — музыкальная ассоциация».
Послушав словесное описание разных стилей архитектуры, участники переходили к изучению конкретных примеров в городе Белгороде. Что такое классика — здание БГАДТ им. М.С. Щепкина, а что такое хай-тек — Белгородская филармония, символизм — здание музея-диорамы, модерн — художественный музей.
Дополняли слова реальным примером — макетами и рельефно-объёмными изображениями.
«С макетами нам помогли студенты Архитектурного института БГТУ им. В.Г. Шухова. Также нам материалы предоставил заслуженный архитектор РФ Сергей Доценко. Здесь представлены и просто его проектные идеи, — добавляет Ирина Сульженко. — Подключились и Головчинская с Корочанской школы. Дети сейчас на уроках занимаются 3D-моделированием и на 3D-принтерах сделали макеты».
Рельефно-объёмная печать не позволяет потрогать здание буквально, но даёт ощутить его контуры и форму.
«Рельеф помогает понять форму, хотя, конечно, без объяснений педагога это сложно, — комментирует ведущий библиотекарь Юлия Кардашова. — Но некоторые здания представлены и в макетах. Это позволяет слепым и слабовидящим людям лучше понять разные стили и технологии».
С фразой немецкого философа Фридриха Шеллинга согласны в Белгородской филармонии, поэтому её сотрудники подобрали под каждый значимый архитектурный объект музыкальную композицию. Так, для здания филармонии выбрали первую часть симфонии №1 Сергея Прокофьева, а для драматического театра — вальс из музыки к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» Арама Хачатуряна.
Иллюстрировали и православные достопримечательности. Храм Архангела Гавриила связали с духовным песнопением Валерия Калистратова «Воззвала душа».
На занятиях в течение года композиции слушали в записи. Последняя встреча прошла в филармонии, на сцене музыкальные ассоциации исполнили симфонический оркестр, академический хор и оркестр русских народных инструментов.
В этом году проект охватил 400 человек из Белгорода, Яковлевского и Валуйского городских округов. Но это не конец — выпущен сборник, где представлено подробное описание разных стилей архитектуры и белгородских достопримечательностей. В комплекте и диск с музыкальными композициями, чтобы новые слушатели получили максимально полную информацию.
«В 2020 году мы продолжим проект. Поедем презентовать наш сборник в районы Белгородской области», — добавляет Ирина Сульженко.