Кондаков не был кабинетным учёным. До глубокой старости он ездил в археологические экспедиции, благодаря которым описал и ввёл в научный оборот огромное количество памятников средневекового искусства Востока и Запада.
Лучшие музейные собрания византийского и древнерусского искусства в нашей стране — в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — были созданы либо самим Кондаковым, либо при его активном участии.
Каждый из множества написанных им трудов становился важной вехой в развитии искусствоведения. Академик пяти академий, профессор четырёх университетов, кавалер множества орденов (включая французский орден Почётного легиона), Кондаков всю свою долгую жизнь посвятил науке. Эту шаблонную фразу принято вставлять в биографию любого крупного учёного. Однако в случае с Никодимом Павловичем Кондаковым именно она наиболее точно описывает его жизненный путь.
Его самоотверженное служение науке можно сравнить с аскетическим подвигом монахов. Недаром на экслибрисе — эмблеме, украшавшей книги из его библиотеки, он поместил древнее изречение: «Чернила учёных и кровь мучеников взвешиваются в День Воскресения, но ни одно из них не преобладает над другим».
Книга «Знаменитые земляки. Кондаков» рассказывает не только о вкладе выдающегося искусствоведа в науку, но также о его личности, характере и образе мысли.