Андрей Кириленко родился в семье ремесленника в слободе Алексеевке Воронежской губернии (ныне город, районный центр Белгородской области) в 1906 году. В 1920 году поступил в Алексеевскую профессионально-техническую школу (бывшее ремесленное училище), где против воли родителей стал комсомольцем.
В девятнадцать лет уехал из дома. Работал электрослесарем в Острогожске, был выдвинут на комсомольскую работу, а позже направлен учиться в Рыбинский авиационный институт (ныне Рыбинский государственный авиационный технический университет). Получив диплом инженера-конструктора, два года трудился на авиационном заводе в Запорожье, потом был переведён на партийную работу в обком компартии Украины. Вероятно, в эти же годы он познакомился с Леонидом Брежневым, который работал секретарём обкома в соседней Днепропетровской области.
В 1941-м, когда немцы были всего в 50 километрах от Запорожья, Кириленко в кратчайшие сроки под непрерывными обстрелами организовал эвакуацию всех запорожских заводов на Урал: план эвакуационных работ он подготовил ещё в 1939 году.
После того как Запорожскую область оккупировали фашисты, Кириленко был призван в действующую армию и назначен членом военного совета 18-й армии Южного фронта. Но вскоре, как хорошего хозяйственника, его отозвали с фронта и направили на один из московских авиационных заводов – уполномоченным Госкомитета обороны. Здесь при его непосредственном участии было освоено, а затем и значительно расширено производство новейших самолётов.
В 1944 году Кириленко возвращён на свою прежнюю партийную должность в Запорожье. Его главная задача – восстанавливать разрушенные заводы в регионе, только что освобождённом от немцев. Три года спустя он уже первый секретарь Николаевского обкома партии – на этой должности Кириленко приложил немало сил для восстановления старых и строительства новых судостроительных заводов.
А ещё через три года он возглавил парторганизацию Днепропетровской области – важнейшего для всей страны центра металлургической и машиностроительной промышленности. Именно при Кириленко, под его руководством легендарный «Южмаш» (Южный машиностроительный завод) начал серийное производство боевых стратегических ракет.
Успехи в развитии промышленности не остались незамеченными: в 1955 году Андрею Кириленко доверяют возглавить Свердловскую область – индустриальный центр СССР. В 1957-м его избрали кандидатом, а в 1962-м – членом президиума ЦК КПСС (будущего политбюро).
С 1966 по 1982 год Кириленко работал секретарём ЦК КПСС, курировал всю советскую промышленность. За этот период в стране было построено много новых заводов и фабрик, оснащённых современным оборудованием, таких как автозаводы в Тольятти и Набережных Челнах, крупные комплексы химической промышленности, в том числе и завод «Химмаш» в родной Алексеевке. Объём производства в промышленности за полтора десятилетия вырос более чем в два раза.
Как руководитель, Кириленко был очень требовательным, но и сам делал всё возможное, чтобы предприятия были обеспечены необходимыми ресурсами и деньгами для выполнения поставленных задач. За свой труд наш земляк был награждён многими медалями и орденами, дважды ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Подготовлено по материал книги «Знаменитые земляки»