Сама фамилия говорит о занятиях семьи. Отец, Михаил Кузьмич, занимался гончарным делом, имел свою мастерскую и горн для обжига. Мастер лепил разнообразную посуду: кувшины, корчажки, «пашешницы» (формы для выпечки куличей), банки для цветов, миски-черепушки, а также трубы для дымоходов.
В семье Михаила Кузьмича и его жены Анастасии Павловны было четверо детей. Старший сын, Юрий (1900–1942), окончил Воронежский технологический институт, работал директором спиртзавода. Погиб на фронте.
Три дочери: Евдокия (1908–1992), Ольга (1913–1997), Наталья (1918–2010) – вместе с матерью лепили незамысловатые фигурки и свистульки сначала для себя, а потом – на продажу. Игрушки продавались на рынке за копейки (Птичка стоила 1 копейку, Барыня или Всадник – 5–10 копеек). За вечер каждая из девочек могла вылепить до двадцати игрушек, и это давало небольшую сумму, которую тратили на сласти для детей. В 1930 году умер отец, через три года мать. Девочки продолжали лепить и продавать игрушку.
Биографии трёх сестёр очень далеки от пути художественного призвания. О фактах их трудовой жизни известно из их рассказов и автобиографий.
Старшая, Евдокия, рассказывала: «Сама судьба заставила делать игрушки. Летом ещё можно было наняться на полевые работы, осенью били кизяки из навоза. А зимой лепили игрушки…» Евдокия Михайловна перед войной вышла замуж и жила отдельно от сестёр, в Губкине.
Ольга Михайловна в 1934 году уехала на Донбасс. Работала в школе библиотекарем. Но когда началась эвакуация населения, вынуждена была вернуться в Старый Оскол. После освобождения города поступила на силикатный завод, затем работала в райпотребсоюзе мастером по производству безалкогольных напитков. На пенсию вышла в 1969 году. Последние годы проживала с сестрой Натальей.
Наталья в 16 лет пошла работать грузчиком на кондитерскую фабрику. Одновременно училась в вечерней школе, окончила 8 классов. Сначала трудилась в упаковочном цехе, потом заведующей кадрами. В 1940 году вышла замуж за Ивана Степановича Захарова, служившего осмотрщиком путей на фабрике. 21 июня 1941 года у них родился сын Павел. Очень скоро, в самом начале войны, муж погиб во время бомбёжки. С 1943 по 1953 год Наталья Михайловна работала в детском саду № 22, сначала сторожем, потом на кухне. Затем стала проводником пассажирских вагонов, проработала до пенсии – до 1974 года.
Жили сёстры вместе, о глине долгое время не вспоминали. Возрождение старинного народного промысла началось в 1985 году с подачи московского искусствоведа, знатока народной игрушки Михаила Никитина. Когда он разыскал Гончаровых, ему пришлось буквально уговаривать их припомнить старые навыки. В 1987 году изделия Ольги и Натальи Гончаровых появились на всероссийской выставке «Народное гончарство России». Сёстры продолжили лепить игрушки для различных музеев и по заказам коллекционеров. Скоро у них появились и ученики.
Сёстрам Гончаровым удалось сохранить живую наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый глубокий звук свистулек, особенности узоров. Может быть, именно поэтому старооскольская глиняная игрушка по‑прежнему вызывает особый интерес и уважение перед отражёнными в глине веками.
Подготовлено по материалам тома «Знаменитые земляки».