Белгородская область стала первой точкой в маршруте поезда Победы. Сначала рельсовый транспорт остановился в Прохоровке, после чего проследовал в столицу региона. Исторический проект организовала Юго-Восточная железная дорога, а весь путь вместе с поездом преодолевают активисты военно-патриотического клуба «Набат». В формате мини-экскурсии они отвечают на все вопросы о представленной технике.
Украшенный традиционными красными флагами, лозунгами и главным словом — «Победа» — паровоз 1931 года выпуска виден задолго до остановки. Перед тем, как остановиться, шумным гудком он приветствует несколько сотен белгородцев, собравшихся на платформе.
В составе Поезда Победы — паровоз, который до сих пор на ходу, вагоны-теплушки, где раньше перевозили людей и лошадей. Особое место в общей связке заняли специализированный вагон-музей и две платформы с военной техникой времён Великой Отечественной. Активисты «Набата» с гордостью сообщают: паровоз – не реконструкция. Он тоже бился с врагом, выстоял и остался на ходу.
«Технику тогда делали на века, ещё лет 200 будет гордо колесить по стране», – без сомнения говорит ветеран боевых действий в Афганистане, директор пионерского лагеря «Зелёный огонёк» Михаил Бирюков.
Танк с заводским номером «712» выпустили рабочие челябинского тракторного завода. Вместе с Уральским добровольческим корпусом танк отправился на фронт. 32 тонны громили немецкого врага на Западной Украине, в Польше и Силезии. В этом же танке русские воины брали Берлин.
После победы было решено, что Т-34 останется в Германии. 55 лет он возвышался на постаменте в берлинском предместье. После этого, по рассказу историков, вместе с воинской частью танк вернулся на родину. В 2004 году командование передало Т-34 мэрии Воронежа, и он занял место у музея-диорамы.
Первый отечественный ручной пулемёт серийного производства. Выпускать его начали с 1927 года. Он очень быстро стал главной огневой поддержкой пехоты Красной армии.
Конструктор Василий Дегтярёв на все 100% создал схему собственного пулемёта, не копируя с других. Разработки велись им с 1923 года.
Один из главных плюсов пулемёта – надежность в сложных условиях эксплуатации. К началу 1941 года в армии насчитывалось 39 000 пулеметов Дегтярёва разных модификаций. На 9 мая 1945 их число составило 390 тысяч.
Возле зелёного пассажирского вагона, замыкающего поезд, в отличие от остальных военных экспонатов минимум людей. Дело в том, что это единственный «участник» выставки, двери которого закрыты для гостей. Но, если бы он не мог похвастаться своей истории, в состав поезда, разумеется бы, не вошёл.
Пассажирский вагон 1905 интересен тем, что в нём ездил маршал Конев. Тот самый полководец, который самоотверженно шёл в бой и спасал страну. Во время Великой Отечественной именно в этом вагоне Иван Конев ездил по стране и инспектировал свои полки.
Устаревший, но очень надёжный пулемёт Максима встречается и в наши дни. Всё дело в его надёжности, говорят специалисты оружейного дела.
Название пулемёта, как это принято, связано с именем его создателя. Британский оружейник Хайрем Стивенс Максим показал пулемёт свету в 1883 году, таким образом став одним из родоначальников автоматического оружия. Пулемёт широко применялся в ходе колониальных Первой и Второй мировой войн. В 1901 году пулемёт Максима калибра 7,62 мм был принят на вооружение русской армии и занял достойное место в перечне используемого против врага оружия.