В этом году свои лучшие спектакли в Белгороде показывают более 200 участников из России, и стран ближнего и дальнего зарубежья. Итальянская труппа «Di Filippo Marionette» привезла «Танец на ниточках». Из огромного списка участников они единственные показывают белгородскому зрителю и экспертному жюри марионеток на ниточках, а не кукол.
Спектакль без слов, только движения. Ремо ди Филиппо — руководитель театра и виртуозный кукловод — признаётся: его марионетки действительно молчат, но мы услышим о чём они думают. И слова будут лишними, они только запутают зрителя.
Ремо ди Филиппо, улыбаясь, знакомит нас с каждой марионеткой, и почти все они – прототипы известных людей. Вот нам подмигивает виртуоз Никколо Паганини, рядом с ним кружится красавица танцовщица и хореограф Пина Бауш. Нереальные, скажете вы, живые – ответит Ремо ди Филиппо.
«Все они – моя семья. Как же не живые, если они умеют танцевать, играют музыку и радуют людей, даря им настоящее счастье. Не все люди так могут», — говорит итальянец.
История этой дружбы началась в 2012 году. Тогда в Барселоне Ремо ди Филиппо играл в театре. Однажды увидел помещение, где создают куклы и влюбился. Это точно он, смысл жизни, подумал актёр и не ошибся. С этого момента вдохновлённый артист начал сам создавать марионеток и вдыхать в них жизнь.
«Если я скажу, что есть любимая кукла, то остальные будут завидовать и плохо себя вести. У каждой есть своя жизнь, какие‑то приключения и собственный характер. Например, Никколо Паганини — одна из первых марионеток — и он меня очень выручил, я в долгу перед ним. Был момент, когда я потерял работу, и, чтобы как‑то выживать, мы с Никколо выходили на улицу и выступали. Так могли оплачивать квартиру и кушать», — вспоминает кукловод.
«Если все они живые, значит, они могут болеть, — уточняем у Ремо ди Филиппо.
«О да, с ними разное случается. Пойдёмте, сами увидите», — отвечает актёр.
Нам показывают марионетку, созданную по образу американского рок-музыканта Чака Берри. Около получаса назад он играл свои сумасшедшие хиты на сцене Белгорода и так разошёлся, что у него порвалась ниточка. Зритель этого, конечно же, не заметил, потому что человеческие руки вовремя подхватили ниточку музыканта и помогли ему завершить концерт.
«Чак сказал мне, что он сегодня так старался, что устал. И, кажется, приболел. Буду приводить его в чувства. Без него наши спектакли не такие экспрессивные», — рассказали нам.
Управлять марионеткой – это как играть на музыкальном инструменте. Всего в итальянской труппе 11 таких инструментов. У каждого свой индивидуальный номер: одни — мастера в классических танцах, другие — считают это скучным и выдают на сцене брейк в модных серебристых костюмах. Марионеткам помогают люди, но совсем немного, шутят артисты.
В спектакле также участвует коллега Рода Лопес. Австралийка по проихождению она с полной уверенностью заявляет, что куклы всё чувствуют. В этом проекте она — мама: ласковая, любящая и за всё переживающая.
«С появлением этого театра вся моя жизнь изменилась: другие вкусы, другие цели, другие эмоции. Представьте зал в 900 тысяч зрителей. Они во все глаза смотрят на нас, улыбаются дети и взрослые, волнуются за наших малышей. Каждая новая марионетка на сцене сопровождается с удивлённым «ах» из зала. Это такие эмоции, сложно передать», — делится Рода.
За шесть лет работы труппа объездила немало стран. Были в Аргентине, Австралии, Германии, Индии, Франции, Румынии, России. Взрослый зритель есть везде, и актёры уверены, что кукольный мир может удивлять людей любого возраста.
«После выступления родители подходят всегда. Говорят, что они всё поняли, и им понравилось даже больше, чем их детям. Ниточки дают жизнь куклам, это магия. Поэтому совсем ещё маленькие дети думают, что перед ними крохотные живые люди и иногда даже пугаются. Они поверили», — объясняет Рода.
После фестиваля в Белгороде «Di Filippo Marionette» отправится в Южную Корею. Но расставаться с Россией им не так уж и легко. Стереотипы разрушены – здесь по‑настоящему тепло, и труппе хочется как можно дольше отвечать взаимностью.
P.S. Даже беседа с «Открытым Белгородом» не спешила быстро заканчиваться. Рода Лопес не хотела отпускать нас, пока не подарит открытку со всеми контактными данными театра. Ну и что, что написано всё на итальянском…