На вопрос, куда податься за неимением постоянного хобби в Белгороде, каждый может дать сотню ответов. Если переформулировать вопрос так − куда направить свою энергию человеку, желающему раскрыть свой потенциал, расстаться с боязнью сцены и осуществить давнюю мечту сыграть в спектакле, то круг вариантов существенно сузится. Ну а если добавить к приведённому перечню ещё и желание поработать с преподавателями, которые являются действующими актёрами, то ставьте галочку напротив оставшегося варианта – «Альтер Эго».
«Открытому Белгороду» удалось взять интервью у художественного руководителя мастерской Алексея Колчева. В перерывах между репетициями он поделился с нами историей создания и развития «Альтер Эго».
Основатель театральной мастерской с выбором профессии определился сразу после окончания школы. Несмотря на возражения родителей, молодой человек поступил в Саратовский театральный институт. С первого дня учёбы будущий актёр понял, что выбрал верное направление, в котором он хотел бы развиваться всю свою жизнь.
После университета Алексей переехал в Белгород и устроился в драматический театр. Несмотря на то, что работа ему очень нравилась и годы, проведённые в театре, Алексей вспоминает с теплотой, ему всегда хотелось большего – создать свою школу театрального мастерства, передать свой опыт всем, кто стремится постигать азы этого искусства.
В 2016 году мечте актёра суждено было осуществиться. Новая театральная мастерская «Альтер Эго» распахнула свои двери перед всеми, кто давно хотел научиться играть на сцене. Три группы – две детских и взрослая − набрались быстро. В преподавательский состав вошли профессионалы своего дела – ведущие актёры БГАДТ имени Щепкина.
«Я предпочитаю обучать тех, кто хочет заниматься. Мне важно не количество, а качество проделанной работы. Одно время у нас был большой наплыв желающих попасть в группы, но со временем люди, которым это не интересно, отсеиваются. И, конечно, приятнее приходить на занятия к тем, кто горит этим делом и готов находиться здесь часами, сутки напролёт. Этот фанатизм дорогого стоит», − рассказывает Алексей.
Особо ценят в мастерской тех, кто решает посвятить себя сцене в зрелом возрасте. Работать со взрослой аудиторией тяжелее, чем с детьми, но по‑своему интересно. Взрослые, в силу своего жизненного опыта, иначе подходят к осознанию и воплощению предлагаемых преподавателями миниатюр и постановок.
Среди юных воспитанников студии также есть те, кто для себя уже давно решил связать жизнь с театром. Художественный руководитель пытается всё сделать для того, чтобы мечта ребят сбылась. Так, по словам Алексея, совсем скоро преподаватели мастерской планируют организовать прослушивание на базе студии, где соберутся профессионалы Саратовского театрального института. Таким образом, будущие актёры, ещё учась в школе, преодолеют часть вступительных испытаний в вуз.
Свой первый спектакль для взрослой аудитории мастерская представила в январе 2018 года. Постановка «Что случилось в зоопарке» по одноимённой пьесе Эдварда Олби принесла «Альтеру» то, чего и хотели основатели мастерской: признание белгородского зрителя. В день премьеры зал был полон. Сложная философская тема одиночества, лейтмотивом идущая в пьесе, заставила зрительный зал задуматься.
На сцене всего два действующих персонажа. Из декораций – лишь уличная скамья. В летний воскресный день в центральном парке Нью-Йорка встретились Джерри и Питер. Их, казалось бы, ничего не значащая беседа подводит зрителя к противоречивым и неоднозначным размышлениям о том, какое место занимает человек в этом мире, и что такое одиночество.
«13 января прошла премьера спектакля, первого спектакля для нашей студии. Я и наш режиссёр Игорь Ткачёв выступали актёрами, полноценными декораторами, даже столярами. Скамья, на которой происходит основное действие пьесы, и та была сделана нашими руками. Но всё это не зря. Четыре спектакля мы отыграли при полном аншлаге», − вспоминает художественный руководитель «Альтер Эго».
Основное правило успеха «Альтера» − сплочённая команда профессионалов. Художественный руководитель и режиссёр студии, кажется, понимают друг друга с полуслова.
«Лёш, вот здесь тишина, а тут… да, вот так… а попробуй… отлично! Отлично, так и надо!», − то и дело вставляет ремарки Игорь Ткачёв во время репетиции. Со стороны неясно ничего − что именно нужно режиссёру, и как себя правильно повести актёру. Но для Алексея, кажется, нет никакой трудности разобраться в восклицаниях Игоря Евгеньевича. Он схватывает всё на лету.
Это камерный театр − здесь не увидишь массивных декораций, сложных костюмов и сотни обитых бархатом кресел. Но его ценность в том, что действие разворачивается буквально в нескольких шагах.
«Камерная сцена − это абсолютно другая атмосфера. Что такое увидеть артиста не из 11 или 20 ряда в лорнет, а наблюдать каждую морщинку, каждую капельку пота, почувствовать кожей тот нерв, который исходит от артистов. Здесь всё на расстоянии вытянутой руки, мы напрямую общаемся с актёром. У зрителей доходит до мурашек иногда. Это эмоции, это особое состояние», − объясняет режиссёр Игорь Ткачёв.
В зале всего 40 мест, и скоро он вновь заполнится. «Альтер Эго» готовится представить Белгороду очередную премьеру — повесть Николая Гоголя, с которой знаком каждый − «Записки сумасшедшего». Это история из известного гоголевского цикла о «маленьком человеке». Бедность, осознание собственной ничтожности и несправедливость окружающего мира доводят до безумия несчастного титулярного советника Поприщина. Трагедия и комедия в одном флаконе, гоголевская ирония как всегда актуальна и любима читателем.
Но вы когда‑нибудь задумывались о том, насколько злободневны идеи классических произведений писателей прошлых веков для нашей с вами современности? Основатели и режиссёры «Альтер Эго» решили представить своё видение «Записок».
«Вести дневник было очень популярно в конце XIX − начале XX века. Все великие вели дневники − Толстой, Гоголь. Но знаете, дело в том, что сейчас вдруг неожиданно эта мода вернулась. Но совершенно в иной форме – это блоги, собственные страницы, всевозможные видеохостинги. И то, что было раньше личным и доверялось только бумажным страницам, стало достоянием общественности. Весь этот мусор, который вылезает отовсюду в сети и ничем не контролируется, он превращается в определённую идеологию для людей, которые не нашли себя в этой жизни. Эта сетевая «радиация» кого‑то заставляет светиться, а кого‑то полностью разлагает», − рассказывает Игорь Ткачёв.
Что, если б Поприщин был рождён в век современных технологий, когда человек растворяется в социальных сетях и его личная жизнь становится достоянием общественности? Многое бы изменилось в такой современной трактовке? Стал бы Поприщин хоть чуть менее одинок и безумен?
«Мы говорим о том, что без особых изысков, без особой формы поведения нужно оставаться собой, уникальной личностью, не пытаясь кого‑то копировать. Будьте собой. Мы даже решили изменить название спектакля с общего − «Записки сумасшедшего» на более конкретное − «Поприщин-2018», − пояснил режиссёр.
Кто этот человек сегодня, выставляющий свои мысли на показ всем? Это просто поток сознания или влияние, мощное давление жизни, которое на него оказывается? Ответы на эти вопросы попробуют дать актёры в спектакле, премьера которого состоится уже в середине ноября. Отметим, что для подготовки этой постановки «Альтер Эго» получил грант от Союза театральных деятелей.
«27 пройдёт предварительная сдача спектакля, а официальная премьера намечена на середину ноября. Когда мы подошли почти к финальному этапу, мы поняли, что нам чего‑то не хватает, нужно время, чтобы разобраться с оборудованием, декорациями. Поэтому, чтобы это было полноценно и выглядело завершённым проектом, мы немного сдвинули дату премьеры», − отметил Алексей.
Зрителей ждёт, так называемый, моноспектакль, и Алексей сыграет в нём главную роль.
«Очень трудно и невероятно интересно находится сейчас на сцене. Потому что по большей части – это моноспектакль. Мне помогают наши студийцы, но все‑таки ты понимаешь, что в основном всё зависит от тебя. Ответственность колоссальная. Кроме того, это мой первый опыт подобного рода. Но как ни крути, артист растёт именно на ролях. Когда в больших драматических театрах режиссер работает с артистом – это счастье, а мне, наверное, привалило двойное счастье, так как Игорь Евгеньевич работает только со мной», − смеётся актёр.
На вопрос, планирует ли студия развиться в настоящий молодёжный театр основатель «Альтера» даёт утвердительный ответ.
«Какой корабль не хочет в большое плавание. Конечно, хотим создать место, в котором всё будет для молодёжи. Городу нужен такой проект. Здесь много классики – и это здорово, много сказок – замечательно. Но вот проектов, которые как‑то заставляли бы задуматься публику, к сожалению, в Белгороде не так много. Я всё‑таки за думающий театр», − подчёркивает Алексей.