Белгородская научная библиотека во всероссийской акции «Ночь искусств» участвует не впервые и традиционно собирает широкую аудиторию. Отсюда и разнообразие площадок, представляющих сразу несколько направлений: музыка, театр, живопись и фотоискусство.
Открывает акцию презентация художественной выставки «Ребро Адама». Её автор – член Союза художников России Алексей Юсупов, работающий в различных техниках – от акварели и графики до масляной живописи. Преобладание голубых, синих и графитово-чёрных оттенков окунает зрителя в другую реальность. Невероятно сильным акцентом в картинах Алексея являются глаза персонажей: огромные, пристально следящие за своим зрителем с любого ракурса.
«Моё творчество – это постоянный экспромт. Я не боюсь пробовать что‑то новое, экспериментировать, меняться. В прошлом году я уже презентовал выставку с аналогичным названием, но если сравнить прошлые работы и те, что вы видите сейчас, то очевидно, что манера художника сильно изменилась», − рассказывает Алексей Юсупов. – На мой взгляд, фотографа в его творчестве всегда ограничивают возможности техники. Что сфотографировал, то и видишь на изображении. Образы из головы автора нельзя пририсовать. А художник может это сделать: внести изменения, смешать цвета, добавить то, что ему хотелось бы видеть на полотне. Хотя я многое беру от известных фотографов: освещение, свет, композицию. С них я начинаю своё творчество».
«Все взяли лист с логотипом акции? Мы предлагаем Вам принять участие в лотерее», − неожиданно объявляют организаторы. Победителям обещают подарки от художника. Слушателям вслух зачитывают вопросы, ответы на которые знает даже школьник – кто автор картины с богатырями, чьё полотно с подсолнухами известно во всём мире и так далее. По датам рождения угаданных художников ведущая называет числа, которые написаны на листах с логотипами у каждого присутствующего. Счастливчики 150 и 170 по окончании акции получат свои портреты, которые напишет для них Алексей Юсупов. Участнице с номером 165 художник подарил свою картину с автографом.
Под игру юных музыкантов на виолончели меняем локацию: спектакль «Простить себя» в исполнении актеров театра «Спичка». На сцене – лаконичность и простота: три стула, стол, эмалированный таз и стопка смятых картонок. Актрисы в длинных балахонах, в руках карты и свечи.
В основе спектакля лежит биография одной из величайших поэтесс серебряного века Анны Ахматовой. Три актрисы поочерёдно изливают душу зрителю, переходя со стихов на прозу и обратно.
Три актрисы, три этапа жизни поэтессы: юность, расцвет и закат. Приём резкой смены самой формы текста – стихотворение и проза – в полной мере создают картину противоречивых чувств, раздирающих Ахматову, хотя в последнее время уже бытует мнение, что этот спектакль вышел за пределы биографии поэтессы и представляет собой универсальную историю об испытаниях, выпадающих на долю человека, и выборе жизненного пути, который стоит перед каждым из нас.
В зале периодической печати белгородцев ждёт лекция «Путешествие в технологию фотографии XIX века» от фотографа Павла Титовича.
Посреди зала – достаточно громоздкая конструкция, в длину около 1,5 м. Это фотоаппарат. На столе – предмет, который едва ли удастся обхватить руками – тоже фотоаппарат. Рядом в рамках – фотографии, которые были произведены с помощью этой неудобной и громоздкой, но по‑настоящему уникальной техники.
Оттиск серебра на стекле. Звучит и выглядит красиво. По словам посетителей выставки, «есть объём, глубина, кажется, что видно всё пространство, выходящее за рамки одной фотографии».
Павел Титович – единственный, кто занимается созданием таких фотографий на территории Белгородской области. В то, что на самом деле фотографии были сделаны не 150 лет назад и на них изображены наши современники, верят далеко не все.
«Фотографии современные, но сделаны по технологии 1851 года. Всё создано вручную, − объясняет автор колоритных снимков. – Эту серию мы представили совместно с реконструкторами из клуба «Дружина». На снимках воссозданы костюмы, которые носили люди в нашей области в XIII-XVII веках. Они сделаны с исторической достоверностью. Цифровая фотография не смогла бы передать то настроение и характер. Один и тот же снимок я не смогу сделать два раза. В этом и состоит уникальность фотографии на стекле, в её неповторимости».
Любители всё пробовать наощупь сразу обступили старинный аппарат. Павел приподнимает тяжёлую ткань и приглашает всех желающих увидеть мир глазами фотографа XIX века.
«Фотоаппарат работает по модели камеры обскура, принцип действия которой был известен ещё древним грекам. Простейший вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение объектов. Лучи света, проходя через линзу, высвечивают на противоположной стене камеры, как на экране, изображение предметов, находящихся снаружи перед отверстием», − объясняет мастер.