Белгородская область традиционно присоединилась к «Ночи искусств», распахнув перед жителями региона двери музеев, театров, библиотек и концертных залов. Одной из ключевых площадок стал драмтеатр имени Щепкина.
Большое театральное фойе должно быть известно многим. Именно здесь уже неоднократно проводились театрализованные балы-маскарады, здесь представлены портреты ведущих артистов и мини-модели декораций некоторых спектаклей.
Сегодня здесь встретились несколько эпох. Три века мирно соседствуют пока только в аккуратно расставленных и разложенных предметах: старые фото, граммофон, шинели, веера и старинное зеркало, которому предстоит сыграть главную роль в этом спектакле, посвящённом российской истории.
Едва 70 счастливчиков расселись по рядам, к зрителям с приветственной речью вышел художественный руководитель театра Виталий Слободчук. По традиции именно он открывает представление «Ночи искусств». И начал худрук издалека… О роли театра в жизни человека, об истории этого древнего искусства и о том, как происходящее на сцене сплочает людей.
«Кто‑то из великих однажды сказал: «Заходит в театр толпа, а выходит народ». И это действительно так. Люди приходят сюда не за ответами на свои вопросы, они приходят, чтобы убедиться, что они не одиноки. Они не единственные, кто сталкиваются с такими проблемами, жизненными явлениями. Всё это тянется на протяжении веков. Зрители, и это ключевой момент, переживают всё происходящее вместе. Театр, он объединяет», − рассказывает Виталий Иванович.
С момента своего появления театр всегда обращался к душе человека: его переживаниям, эмоциям, представлениям об идеальной и одновременно такой несовершенной жизни. Комическое, трагическое, − всё это находило отклик у зрителя, как 100, 500, 1000 лет назад, так и сегодня. Виталий Слободчук призвал всех присутствующих задуматься о том, не теряет ли человек в современном мире эту способность понимать, а главное, чувствовать.
«Да, цифровая технология – это будущее. И никуда от этого не денешься, время такое пришло. Так развивается цивилизация, но надо оставить человека с душой и мозгами. И заниматься этим должно искусство. Мы это предлагаем и будем этим заниматься, потому что иначе повсюду будет существовать просто человек-робот. Прожить на белом свете с мёртвой душою… И это жизнью называется? Мы настаиваем, чтобы душа была, и мы с помощью театра и других видов искусства будем с нею разговаривать», − объясняет Виталий Слободчук.
Всё это, по его словам, легло в основу литературно-музыкально композиции «Честь имею!», которую подготовила к ночи искусств труппа театра.
«Тема чистая. И это тема совести, любви и преданности нашего народа на протяжении нескольких столетий», – подытожил худрук театра.
Это оказалась действительно история о преданности, верности и любви. Любви разной: к женщине, к Родине, к своему дому. Двое наших современников оказываются в музее, в котором они находят множество экспонатов, рассказывающих о событиях восстания декабристов, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Но главным экспонатом этой выставки становится старинное зеркало, которое сквозь призму времени отразило все события не так сухо, как написано в учебниках по истории и далеко не так пафосно, как описано в художественных романах. А так, как это и бывает в жизни: есть обычные люди, есть их истории, которые способны внезапно обрываться в связи с обстоятельствами. Есть война, есть жизнь, есть смерть и, как оказывается, есть жизнь после смерти близкого человека.
«А что у меня было в жизни − спрашивает как‑то отрешённо одна из героинь постановки. – Ничего. Только один холодный, осенний вечер».
Речь идёт о вечере, последнем вечере, который жених героини провёл с ней перед тем, как уйти сражаться за Родину. Он погиб, она осталась. И нет, он чудесным образом не вернулся, и да, она смогла жить дальше. И эта история не только о них, это лишь один пример из миллионов подобных случаев.
И вот уже не Первая мировая, а Великая Отечественная… Более близкая и оттого более страшная. Тема обороны Брестской крепости, известная каждому, вновь задевает.
— Командир, мы сделали всё, что могли, остался один.
— Что один? Взвод, отряд?
— Один… человек.
Один человек. Надпись, нацарапанная на камне: «Я умираю, но не сдаюсь». В зале – тишина.
Родина… единственное, что по‑настоящему важно для солдата. Каждый век, каждую войну, на вопрос, зачем идти на верную смерть, почему не сбежать, не забыть, не уйти, они все хором отвечали: «Честь имею!». И вот такое видение долга, пренебрежение собственной обычной спокойной жизнью, оно вызывает отклик в сердцах зрителя. Эмоции разные: положительные, отрицательные. Кто‑то поддерживает такой патриотизм, кто‑то не понимает такой жертвы против собственной жизни, но эмоция есть, и это, наверное, главное.