Виталий Слободчук: «Наш театр всегда будет обращён к человеческой душе»

6 ноября 2018, 11:33КультураФото: Валерия Игнатова

От 1812 года до наших дней… Как ход истории влияет на человеческие судьбы, и почему искусство приводит народ к объединению.

Пункт назначения – драмтеатр

Белгородская область традиционно присоединилась к «Ночи искусств», распахнув перед жителями региона двери музеев, театров, библиотек и концертных залов. Одной из ключевых площадок стал драмтеатр имени Щепкина.

Большое театральное фойе должно быть известно многим. Именно здесь уже неоднократно проводились театрализованные балы-маскарады, здесь представлены портреты ведущих артистов и мини-модели декораций некоторых спектаклей.

Фото: Валерия Игнатова

«Воспитанием человека должно заниматься искусство»

Сегодня здесь встретились несколько эпох. Три века мирно соседствуют пока только в аккуратно расставленных и разложенных предметах: старые фото, граммофон, шинели, веера и старинное зеркало, которому предстоит сыграть главную роль в этом спектакле, посвящённом российской истории.

Едва 70 счастливчиков расселись по рядам, к зрителям с приветственной речью вышел художественный руководитель театра Виталий Слободчук. По традиции именно он открывает представление «Ночи искусств». И начал худрук издалека… О роли театра в жизни человека, об истории этого древнего искусства и о том, как происходящее на сцене сплочает людей.

Виталий Иванович Слободчук
Фото: Валерия Игнатова

«Кто‑то из великих однажды сказал: «Заходит в театр толпа, а выходит народ». И это действительно так. Люди приходят сюда не за ответами на свои вопросы, они приходят, чтобы убедиться, что они не одиноки. Они не единственные, кто сталкиваются с такими проблемами, жизненными явлениями. Всё это тянется на протяжении веков. Зрители, и это ключевой момент, переживают всё происходящее вместе. Театр, он объединяет», − рассказывает Виталий Иванович.

С момента своего появления театр всегда обращался к душе человека: его переживаниям, эмоциям, представлениям об идеальной и одновременно такой несовершенной жизни. Комическое, трагическое, − всё это находило отклик у зрителя, как 100, 500, 1000 лет назад, так и сегодня. Виталий Слободчук призвал всех присутствующих задуматься о том, не теряет ли человек в современном мире эту способность понимать, а главное, чувствовать.

«Да, цифровая технология – это будущее. И никуда от этого не денешься, время такое пришло. Так развивается цивилизация, но надо оставить человека с душой и мозгами. И заниматься этим должно искусство. Мы это предлагаем и будем этим заниматься, потому что иначе повсюду будет существовать просто человек-робот. Прожить на белом свете с мёртвой душою… И это жизнью называется? Мы настаиваем, чтобы душа была, и мы с помощью театра и других видов искусства будем с нею разговаривать», − объясняет Виталий Слободчук.

Всё это, по его словам, легло в основу литературно-музыкально композиции «Честь имею!», которую подготовила к ночи искусств труппа театра.

«Тема чистая. И это тема совести, любви и преданности нашего народа на протяжении нескольких столетий», – подытожил худрук театра.

Фото: Валерия Игнатова

Представление начинается

Это оказалась действительно история о преданности, верности и любви. Любви разной: к женщине, к Родине, к своему дому. Двое наших современников оказываются в музее, в котором они находят множество экспонатов, рассказывающих о событиях восстания декабристов, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Но главным экспонатом этой выставки становится старинное зеркало, которое сквозь призму времени отразило все события не так сухо, как написано в учебниках по истории и далеко не так пафосно, как описано в художественных романах. А так, как это и бывает в жизни: есть обычные люди, есть их истории, которые способны внезапно обрываться в связи с обстоятельствами. Есть война, есть жизнь, есть смерть и, как оказывается, есть жизнь после смерти близкого человека.

«А что у меня было в жизни − спрашивает как‑то отрешённо одна из героинь постановки. – Ничего. Только один холодный, осенний вечер».

Речь идёт о вечере, последнем вечере, который жених героини провёл с ней перед тем, как уйти сражаться за Родину. Он погиб, она осталась. И нет, он чудесным образом не вернулся, и да, она смогла жить дальше. И эта история не только о них, это лишь один пример из миллионов подобных случаев.

Фото: Валерия Игнатова

Цена долга

И вот уже не Первая мировая, а Великая Отечественная… Более близкая и оттого более страшная. Тема обороны Брестской крепости, известная каждому, вновь задевает.

— Командир, мы сделали всё, что могли, остался один.

— Что один? Взвод, отряд?

— Один… человек.

Один человек. Надпись, нацарапанная на камне: «Я умираю, но не сдаюсь». В зале – тишина.

Фото: Валерия Игнатова

Родина… единственное, что по‑настоящему важно для солдата. Каждый век, каждую войну, на вопрос, зачем идти на верную смерть, почему не сбежать, не забыть, не уйти, они все хором отвечали: «Честь имею!». И вот такое видение долга, пренебрежение собственной обычной спокойной жизнью, оно вызывает отклик в сердцах зрителя. Эмоции разные: положительные, отрицательные. Кто‑то поддерживает такой патриотизм, кто‑то не понимает такой жертвы против собственной жизни, но эмоция есть, и это, наверное, главное.

Авторы:Валерия Игнатова