Здание музея построено в архитектурном стиле русского модерна. Оно воскрешает шатровый московский модерн конца XIX века. Музейный портал встречает посетителей огромными дверьми со створками, наполненными витражами, изображающими причудливые водяные лилии. Ритм, заданный дверными проёмами и витражами, повторяется в колоннах и люстре в холле. Большое зеркало в белоснежной раме с изогнутыми линиями украшает женская маска. Это символ реки Везёлки, которая протекает неподалёку.
Несколько залов на самый привередливый вкус. На вопрос «где можно добыть тайны?» администратор с улыбкой показывает на второй этаж.
За один из залов отвечает сотрудник музея Юлия Гридасова. Она и рассказывает о двух полотнах с достаточно известным сюжетом. Обе написаны белгородским художником Владиславом Молодых. «Восстание Емельяна Пугачёва» было написано автором в 1980 году. Вполне ожидаемо — на картине большое войско во главе с человеком, устроившим переворот.
«Простой народ, которому тяжко жилось под гнётом налогов точно не знал о кончине Петра третьего. Этим воспользовался Пугачёв, который объявил себя выжившим императором. Он пообещал облегчить их участь, поэтому его поддержали и собрали огромное войско. Даже такой огромной картины не хватает, чтобы показать количество людей. На первой картине люди полны энтузиазма. Посмотрите на Емельяна, он изображён как полководец на самом верху картины на белом коне», — рассказывает Юлия.
Каждый, кто решит вглядеться в картину, может почувствовать себя неуютно, ведь один из ратников смотрит с полотна прямо на аудиторию.
«Да, вам не кажется, — улыбаясь, продолжает Юлия. — Это не просто ратник, это и есть художник Молодых. Он изобразил себя на картине, чтобы показать связь между прошлым и будущим. Теперь посмотрите на вторую картину».
Второе полотно – продолжение восстания. Здесь уже нет мощи лавины восставших. Войско поредело. А конь Пугачёва поменял цвет, теперь он цвета ночи.
«Скорее символ смерти», — добавляет Юлия.
Голова Пугачёва опущена, в лицо смотрит боевая коса, а в затылок свои же направляют копье. И этот тоже символ. Символ предательства. Даже у цвета кафтана Емельяна здесь своя роль. Художник одевает Пугачёва в красное – символ рек пролитой крови.
«Удивительно, как достоверно изображены персонажи. А если обратите внимание, то снова увидите художника», — как бы призывает вглядеться экскурсовод.
От картин художника, любившего увековечить в исторических сюжетах себя любимого, и 18 века переносимся ближе к современности. И вот перед нами уже Красная площадь с высоты птичьего полёта, крошечные советские машинки, сельская жизнь страны и её многонациональный характер. Из всего многообразия пазлов складывается единая картина: жизнь страны в ХХ веке,её победы и настоящие драмы.
Печатная графика. Неповторимый рисунок
После предложения отправиться к локациям для детей получаем в руки скульптурный пластилин. Будем царапать кота. Именно царапать!
«Мы будем изображать кота. Это простая форма печатной графики. Чтобы понять, что это такое, нам нужен скульптурный пластилин, на котором мы будем выцарапывать кота. После этого нанесём крахмал и тушь, а затем сделаем оттиск. Некоторые говорят, что такой вид искусства нерукотворен, и его заново повторить нельзя», — рассказывает младший научный сотрудник отдела развития выставочной работы Ольга Новикова.
Вот уж и правда, то, что получилось в итоге у нас, вряд ли можно, да и нужно повторять, а вот у детей явно талант, которому еще предстоит раскрыться в полной мере.
«Смешной у вас кот получился», — улыбаясь, подмечает участница мастер-класса Соня.