Открытая репетиция оркестра уже второй раз собирает неравнодушных к музыкальной жизни города людей. И эксперимент музыкантов удался, признаёт главный дирижёр Рашит Нигаматуллин. Дать публике возможность свободно попасть, пусть и не на концерт, но на действие к этому приближенное, — хороший эксперимент. Людям это нужно, уверен маэстро.
Произведения венгерского композитора Белы Бартока – это нетипичные сочинения. В них есть всё, чтобы всколыхнуть сознание любого человека, говорят музыканты. Насколько сильно – зависит от конкретного слушателя.
«Если ты хочешь духовно развиваться и совершенствоваться, то подобного рода музыку необходимо слушать, потому что она отличается в принципе от содержания музыки часто исполняемой. Она затрагивает глубинные тонкие струны каждой души. Она подобна 3D-формату в телевидении – настолько рельефна, как если бы красноречивый оратор захватывал вас своей речью, меняя стиль, темп и интонацию», — говорит о сочинениях Рашит Нигаматуллин.
Сегодняшняя репетиция — по сути генеральная. Музыканты выступят перед большим залом уже завтра. Концерт разделен на две части: «Барток – Концерт для оркестра» и «Барток – Концерт №2 для скрипки с оркестром».
Первое симфоническое произведение – одно из популярных сочинений академической музыки XX века. Барток создал его в последние годы жизни после вынужденной эмиграции в США.
Второй концерт для скрипки с оркестром Белы Бартока давно стал музыкальной классикой XX века, подняв народные венгерские ритмы с восточно-европейских задворок до достояния мировой классики.
Поток музыки всплесками даёт разные эмоции: от мрака, ужаса и безысходности наших дней – до света и радости.
«Этот стиль требует очень высокой профессиональной подготовки. Поначалу кроме трудностей музыканты ничего не видели, а сейчас дело пошло уже по заданному направлению, и, очень надеюсь, что сочинение к завтрашнему дню дозреет, и все мы с публикой получим удовольствие. Сегодняшний вариант исполнения меня устраивает значительно больше, чем вчерашний. Потому что уже есть определённые черты. Эта музыка такая, что не всякому по зубам», — рассказывает о репетиции главный дирижёр.
Он отмечает – чтобы добиться чистого результата, оркестр нужно в каком‑то смысле победить и перетянуть на свою сторону. Только после этого привлекать внимание публики. И маэстро считает, что цель достигнута.
Безусловно – это действие не концерт. Музыканты играют в повседневной одежде, могут делать перерывы и «чистить» конкретные отрывки. Зрителей это не смущает, ведь именно процесс рождения музыки и заманил их на открытую репетицию. В зале самая разная публика: кто‑то разбирается, кто‑то не очень. Но равнодушных нет.
Белгородка Елена Салина пришла с 4-летним сыном Георгием. Молодая мама тоже пошла на своего рода эксперимент, она не знала, будет ли малыш капризничать, но всё равно решила попробовать.
«Плюс таких событий в том, что есть длительный перерыв, мы можем выбрать практически любое место и, если нужно, можно выйти, немного походить и вернуться. Я удивилась, но сын слушает с интересом. Он может и не понимает всего изящества и красоту мелодий, но смотрит на происходящее с большими глазами», — делится впечатлениями Елена Салина.
Напомним, впервые понаблюдать за «творческой кухней» оркестра все желающие смогли 1 октября, в Международный день музыки. Тогда преданные поклонники филармонии услышали исполнение «Половецких плясок» Бородина, Римского-Корсакова с «Испанским каприччио» и сюиты из балета «Спартак» и «Болт».