На вечер классической музыки пришёл полный зал. Это как постоянные гости филармонии, так и те, кто услышал отзывы от знакомых и друзей. Так или иначе, спрос на орган в союзе с хором и оркестром есть. И немалый. Для обывателей – красивая мелодия, для ценителей – глоток воздуха и индивидуальные ассоциации.
В программе вечера: Пахелбель Канон, Гендель с арией Цезаря из оперы «Юлий Цезарь в Египте», Моцарт с «Похищением из Сераля» и многое другое.
В этот раз коллектив филармонии пошёл на своего рода эксперимент, публике представили мессу Франца Шуберта – соль мажор для солистов, смешанного хора, органа и оркестра. Дирижёр академического хора Елена Алексеева объяснила «Открытому Белгороду» в чём заключается новизна одного из основоположников романтизма в музыке и почему Шуберта нужно знать.
«В мире это достаточно исполняемая музыка, но в нашем городе она звучала очень давно, и мы решили представить её публике в новом формате — с камерным оркестром и солистами. Это на нашей сцене прозвучало впервые», — говорит Елена Алексеева.
Главный вопрос: поняли или нет? Дирижёр парирует – бытует мнение, что большинство зрителей не понимают звучания и смысла, но зря. Это миф, который поддерживают те, кто ни разу не соприкасался с искусством.
«Человек с улицы редко просто так придёт на такой концерт. Наши зрители следят за афишами, и если мы даём классическую хоровую музыку — это всегда полные залы. Зрителям не обязательно разбираться в тонкостях музыкального мастерства, им нужно чувствовать то, что происходит на сцене, и они это делают», — рассказывает Елена Алексеева.
Шуберт в Белгороде не звучал давно.
Почти всю жизнь композитор прожил если не в нужде, то был ограничен в средствах, но особенно остро он испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии. И только некоторые из этих ранних работ увидели свет.
Мессу, которую услышал зал, музыкант написал в 18 лет. Именно в то время, когда был влюблён в Терезу Гроб. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесённой оспы на лице.
Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать, Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озарённую внутренним светом. Окрылённый и вдохновлённый чувствами он написал эту музыку в кратчайшие сроки – всего за пять дней.
«Слушая, ты понимаешь, что каждая нота пронизана возвышенным чувством. Он настолько проявляется как человек в этой музыке. Может быть – это в какой‑то мере благодарность Богу за то, что ему послали любовь. Вся музыка настолько лёгкая и воздушная, что ты понимаешь, что именно он чувствовал в тот самый момент», — рассуждает дирижёр.
В какой‑то степени зрители благодарят Терезу. За то, что она появилась в жизни композитора, говорят музыканты. Ведь именно она стала той самой музой, которая помогла ему дать миру такую музыку. Правда, спустя время девушка вышла замуж за благополучного пекаря, и Шуберт с ещё большим рвением погрузился в мир музыки, сочиняя свои шедевры сумасшедшими темпами.
«Я сочиняю каждое утро. Когда заканчиваю одну пьесу, начинаю другую — мне больше делать нечего», — признавался композитор.
Это история человека, которую музыканты филармонии рассказали в Белгороде. Факты из биографии не были озвучены, только музыка, но Елена Алексеева уверена, что публика всё поняла.
«Мы для того и пришли в эту профессию, чтобы создавать программу, которая будет интересна зрителям и таким способом рассказывать о жизни тех, кто поменял судьбу культуры», — подмечает Елена Алексеева.