Актёр, журналист, педагог, телеведущий «Мира Белогорья», Народный артист России Виталий Стариков уже более 40 лет служит в Белгородском драматическом театре им. Щепкина. 19 марта артист отметил своё 65-летие бенефисом. В юбилейный вечер Виталий Стариков вышел на сцену в главной роли в комедии «Ужин дураков».
— Бенефис в юбилей – это традиция? Почему не отметить такую дату дома?
— Промежуточные дни рождения я встречаю дома с родными. В такие даты спектаклей моих не ставят как правило. Наши администраторы меня жалеют, и я отмечаю такие дни рождения дома. А круглые или полукруглые даты – бенефис. Здесь никуда не денешься, надо играть.
Для Виталия Старикова театр без преувеличения стал вторым домом. Здесь он с театральной семьёй и в будни, и в праздники, днём и ночью. Здесь он познакомился с супругой, которую называет свои главным критиком. Здесь же делится опытом с молодыми актёрами, которые только погружаются в искусство.
— 40 лет на сцене – это больше половины жизни. Насколько, по‑вашему, театр изменился за это время?
— Это совсем другой театр. В 75 году, когда я приехал в Белгород, у нас в зале могло быть 40 человек зрителей. А сейчас — последние 25 лет — попробуйте достать билеты на спектакль, только если заранее — за месяц. У нас художественный руководитель очень умный, так виртуозно выстроил политику театра, что мы воспитали зрителя. Раньше школьников приводили насильно. Знаете, классами вели: они шумели, своими делами занимались. Сейчас этого нет. Это наш театр воспитал другого зрителя, умного и понимающего.
Ему важно быть в постоянном контакте с публикой. Заставлять её думать, и, прежде всего, о смысле жизни, человеческих поступках, чувствах. В этом Виталий Стариков видит свою главную миссию. За годы работы он сыграл более ста ролей, большинство из них — главные: Вершинин в чеховских «Трёх сёстрах», Паратов в «Бесприданнице» Островского, Сатин в горьковском «На дне».
— Какие герои ближе? Хулиганы или романтики? Что хочется играть сейчас?
— Мне и хулиганов, и романтиков интересно играть. В последнее время мне, конечно, роли фундаментальные дают. Но я играл и комедии, и драмы. Это даёт совершенно разные эмоции и учит разному. Осипа в «Ревизоре» играл, характернее роли невозможно придумать. Когда меня в разные годы спрашивали, что бы хотел сыграть, я никогда не мог ответить на этот вопрос. По молодости, когда мне было 20 лет, хотел сыграть князя Мышкина, хотя эта роль не моя по психофизическим данным. Любил я это произведение, мечтал сыграть, хотя понимал, что этого никогда не будет. Но нет сейчас мечты сыграть кого‑то конкретного. Есть желание играть в хорошей пьесе с хорошим режиссёром.
— Тяжело выходить из роли и погружаться в настоящую жизнь?
— В зависимости от спектакля. Есть такие, которые на таком эмоциональном фоне идут, что долго не можешь успокоиться и перестроиться. Это не значит, что мы сумасшедшие и в роли сидим. Мы актёры, мы контролируем себя. Но сама роль, сама тема захватывает, и не так просто чисто эмоционально из неё выйти. «На дне», например, в постановке Беляковича, у которого своя трактовка. Там такой эмоциональный пик, что просто так смахнуть это и стать другим человеком, ходить шутить не получается. Нужно время.
— Что вы не приемлете в театре?
— КВН. Как игру я КВН люблю. Но когда театр превращается в такой капустник – для меня это неприемлемо, я такого не люблю. Когда режиссёр сосредоточил своё внимание только на каких‑то штучках, чтобы повеселить зрителя или эффектно что‑то вытворить, рассчитывая на определённую бурную смеховую реакцию, этого в театре быть не должно. Театр должен оставаться театром.
— Вы говорите о давних спектаклях?
— Конечно, в очень ранние годы. Сейчас у нас режиссёры с мировым именем, профессионалы. Но раньше случалось работать с такими режиссёрами, которые ничего не могли дать актёру: выучить слова и говорить их. Для меня это не искусство, для меня это не театр. Слава Богу, сейчас всё иначе.
— В дни рождения принято желать здоровья, семейного благополучия, энергии. Что вы хотите на самом деле? Что пожелаете сами себе?
— Избавляться от лени, работать, работать, работать. Преодолевать себя. И это нужно делать всегда, и в молодом возрасте тоже. Нужно заставлять себя читать, заставлять совершенствоваться в профессии, в делах. Это же нужно делать в старшем возрасте, иначе остановка. Остановки я боюсь, поэтому буду бороться.