Мазурка и любовная почта. Как проходили лермонтовские балы

22 марта 2019, 17:50Культура
Фото: Илона Жукова

В холле областной научной библиотеки прошёл бал-маскарад, посвящённый 205-летию со дня рождения русского поэта Михаила Лермонтова. О традициях танцевального вечера позапрошлого века — в материале «Открытого Белгорода».

Михаил Лермонтов, по мнению историков, любил в жизни три вещи: Родину, дуэли и балы. Иногда пристрастия переплетались воедино: в 1840 году на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая в итоге закончилась дуэлью.

Сегодня Лермонтова можно было бы назвать хулиганом в чистом виде. Выходки совершенно невозможные и нетерпимые, бесцеремонность в обращении с женщинами как‑то странно уживалась в нём с благородными подвигами и верностью дружбе. Дерзкий, неудержимый, неудобный многим, растворяющийся в музыке и танцах.

Лермонтов и балы

Романтичный поэт не жалел времени и сил на организацию праздничного действа. Когда балы в России наскучивали, он отправлялся за идеями заграницу. Там точно знали, как удивить гостей и не испортить вечер пресными лицами.

«За границей поэт собирал на балах истории и воплощал увиденное в своих произведениях. Одним из произведений, в основу которого лёг бальный вечер, стал «Маскарад». Причём ему было важно не столько место проведения, а атмосфера праздника. Он мог из ничего сделать виртуозное представление», — рассказала заведующая центра чтения областной научной библиотеки Елена Бабичева.

Фото: Илона Жукова

После дуэли с сыном французского посланника в 1840 году противники помирились. Но Лермонтова взяли под стражу, из‑за того, что он не сообщил о предстоящем поединке в соответствующие органы власти. Так он оказался в ссылке на Кавказе. Между стычками с горцами жизнь кипела – молодые люди даже в таких не совсем подходящих условиях устраивали праздники.

Так Пятигорск разделился на два лагеря: одни питали нежные чувства к Лермонтову, другие – к князю Голицыну, который был таким же неуёмным любителем веселья. Однажды они сообщили публике о том, что планируют организовать два разных бала в один день. Причём гости приглашены одни и те же.

Лермонтов с друзьями дали публике бал возле Николаевских ванн в гроте Дианы. Площадку перед гротом занесли досками, украсили место коврами и фонариками. Чтобы устроить зрелище, которое пришлось по вкусу гостям, Лермонтов потратил немало сбережений бабушки. Князь Голицын в этот же день сделал своеобразное экстрим-шоу. Обустроил мост для танцев, на котором без страха одновременно кружили шесть пар. Кто стал победителем в бальной дуэли так и осталось вопросом.

Пожалуйте на маскерад

Бал начинается с приглашения. Здесь важна была краткость: «Михаил Лермонтов просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1840 года в грот Дианы в 6 часов вечера». Впрочем, вся остальная информация была излишня — все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости съезжались после 18:00 или 21:00. Гостей обязательно встречал хозяин вечера.

«Мы попытались соблюсти традиции наших предшественников. Поэтому открыли наш бал торжественным полонезом. Это танец-шествие, в котором должны были принять участие все приглашённые», — отметила Елена Бабичева.

Фото: Илона Жукова

Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. Причём мазурка была душой бала и отличным поводом познакомится с тем, кто особенно приглянулся.

«Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперёд, и поворот её головы придавал ей непостижимую ауру, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера», — объяснила Елена.

Под маской прячется тайна

Как и у предшественнико, современный бал не обходится без масок. Это, пожалуй, главный атрибут маскарада – оставаться инкогнито. Под маской не видно лица, это значит, что за ней может прятаться человек высокого ранга или девушка из простой семьи, чудом получившая приглашение. Таинственность подогревала интерес наших предков, и гости находили интересными разгадывать, кто же кружится в вихре вальса, пряча своё имя.

Бальная мода

Для каждого бала — свой наряд. И никак иначе. Эти каноны не меняются и по сей день. Появляться дважды подряд в одном и том же платье — дурной тон для дамы. Весь 19 век бальная мода практически не претерпевала изменений. Открытое декольте и плечи, обязательный букет цветов, неброские украшения, достаточно простые причёски. Крупные украшения не одобрялись. Также не следовало надевать их слишком много — это считалось безвкусицей. Кольца, надетые поверх перчаток, считались дурным тоном.

Любовная почта

На балу работала почта. Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё‑либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто‑либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту.

Фото: Илона Жукова

«Это очень красивая и романтичная традиция. Мы решили, что это станет изюминкой нашего бала. У каждого гостя есть свой номер. Так как приглашённые не знают имён друг друга, но хотят сделать комплимент, могут подойти к нашей почте, написать письмо, указав номер гостя», — рассказала Елена Бабичева.

Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя. 21 марта 2019 года никто из присутствующих также не узнал имён.

Авторы:Илона Жукова