Каждого человека с самого детства учат прописным истинам: уступать место старшим, не шуметь, уважать чужое пространство. Но, повзрослев, многие почему‑то забывает правила поведения в общественном транспорте.
За их нарушение не штрафуют и не подают в суд. Наказанием может стать только укоризненный взгляд или замечание соседа по посадочному месту.
«Общественный транспорт, прежде всего, – общественное место. И, конечно же, здесь есть правила и нормы поведения. На сегодняшний день немного поменялись рекомендации, упростились отношения, когда более юные люди в обязательном порядке уступали место пожилым пассажирам и дамам с детьми. Сегодня пассажир сам решает, быть ему вежливым и воспитананным или же всё‑таки остаться сидеть на месте», – рассуждает Дарья Косова.
Важно помнить – не всем нравится одно и то же. В ожидании своего автобуса, маршрутки, или поезда, пассажирам советуют немного подготовиться. Если пассажир перекусывает острым буррито, этикет советует успеть съесть его до того, как человек с ним окажется в транспорте. Если время не позволяет, то лучше всего упаковать пищу и убрать подальше. Большим плюсом будет, если пассажир освежит дыхание.
«То же самое касается и напитков. Я не рекомендую отправляться в дорогу с напитками в таре, которая может открыться. Всё‑таки во время движения в автобусах и маршрутках стоит воздержаться от напитков, человек может попросту кого‑то облить», – отмечает Дарья.
Если пользователь общественного транспорта перед поездкой занимался спортом, то правила этикета настоятельно рекомендуют принять душ или сменить одежду, чтобы не создавать неудобств окружающим. Желательно не пользоваться слишком агрессивными духами и парфюмированной водой.
Когда пассажир отправляется в дорогу на пригородном транспорте, следует соблюдать очередь. Но здесь есть ремарка – можно идти на уступки, если перед нами мама с детьми или люди преклонных лет. Лишним это точно не будет.
Не стоит забывать о том, что перед входом нужно снять объёмный рюкзак, если таковой имеется.
Транспорт подошёл? Не стоит ломиться в двери, людям необходимо дать возможность выйти, и только после этого заходить самому. Проталкивать маленьких детей вперед, чтобы они забежали и сели, тоже не стоит. С одной стороны, это некрасиво, с другой — их могут попросту снести выходящие, особенно в час пик.
Иногда пассажиру везёт, и он имеет возможность провести время в дороге, сидя, с книгой в руках или заниматься делами в гаджете. Но даже занять место можно по правилам этикета.
«Если мы видим два свободных места, занимать места, конечно, стоит у окна. Но, если вы видите, что пассажир хочет сесть вместе с вами, стоит поинтересоваться, сколько ему предстоит ехать. Возможно, он выходит позже, и, чтобы не доставлять неудобств, стоит сесть в порядке очерёдности», — советует эксперт по этикету.
Важная рекомендация: сидеть, широко раздвинув ноги или вытянув их через весь проход, значит отнимать пространство у людей. То же самое касается и пакетов, которые зачастую пассажиры ставят в проходе.
«Если мы стоим во время движения транспорта, и кому‑то нужно выйти, то подстраиваемся под человека и отодвигаемся по возможности. Люди, которые идут на выход, должны говорить о своём намерении выйти, а не идти напролом. Часто можно наблюдать такую ситуацию, когда выходящий молча проталкивается к выходу», — рассуждает Дарья.
«Мне недавно задавали вопрос: если ты отработал 10 часов и очень устал, стоит ли уступать место в общественном транспорте? Если вы не чувствуете в себе сил, это будет абсолютно неискренне, всё будет сопровождаться явным недовольством. Если вы решаете уступить кому‑то своё место, то это нужно делать от чистого сердца», — отвечает Дарья.
Уступать место лучше после визуального контакта. Это поможет понять, нуждается ли человек в такой любезности. Молча вставать и указывать человеку на своё место не стоит. Следует произнести фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста». Обязательно, поблагодарите, если вам уступили место.
Дарья советует не скромничать, если пассажир зашёл в транспорт с тяжёлыми сумками или почувствовал недомогание, но ему не уступили место. В такой ситуации место нужно просто попросить у окружающих. Лучше всего сделать это персонально.
Их лучше приберечь для более подходящего места. Обсуждение личных моментов могжет быть услышанным и выйти за рамки данного транспорта. Эксперт по этикету рекомендует разговаривать вполголоса. Если разговор по телефону, то стоит сделать его максимально кратким.
«Правил не оставлять мусор после себя касается любого транспорта. Почему‑то многие думают, что его можно положить в специальные отделения сидений. По возможности мусор выбрасываем сразу, не стоит его оставлять в этих зонах. Они предназначены для временного хранения. Это невежливо по отношению к водителю и перевозчику», — отметила Дарья Косова.