Белгородские фольклорные песни впервые собраны на пластике. Над музыкальной работой в течение года трудилось творческое объединение «Под облаками». Чтобы собрать необходимый материал музыканты изучили быт и творчество сёл Валуйского городского округа и Волоконовского района. В альбом вошли 18 самобытных песен.
В этом году творческому объединению «Под облаками» – 5 лет. Люди, которые занимаются сбором и исполнением старинных песен, – молодые специалисты, которые с 9 до 18 работают преподавателем, детским хирургом, акушером, реставратором икон и иллюстратором. При этом в их числе есть и этномузыкологи.
Коллектив уверен, что Россия слишком богата историей и традициями, чтобы забыть это и в одночасье заменить пласт культуры на бесформенную попсу. Песни предков – честные и настоящие, убеждены музыканты.
«Наши предки пели о том, что их волновало в сию секунду. Была первая мировая – сочинили песни о ней. Дальше – Великая отечественная – адаптировали, меняли имена, но события оставались прежними. Люди уходили на войну, погибали, оставались матери, дети, вдовы. О своей сложной судьбе они пели. Но, конечно же, не всегда печалились. Даже сейчас бабушки и дедушки говорят, что жили бедно, но весело. Их духу можно позавидовать», – рассказывает участница коллектива Галина Лукашевич.
Одежда, в которой выступают участники фолк-группы тоже из народа. Это подлинные костюмы Валуйского района.
«Костюмы – это праздничный вариант, мы периодически в них появляемся. При этом выступаем и в современной одежде», – добавляет Галина.
То, что делает коллектив, классическим музыкантам кажется странным, непонятным и даже сложным. Во всяком случаем Галина Лукашевич нередко слышала такое мнение. Несмотря на это, процесс поиска песен, экспедиции по деревням и общение с жителями доставляет всем участникам команды огромное удовольствие.
«Прежде чем выпустить песню, её нужно найти. Мы отправляемся с экспедицию в деревню, отыскиваем пожилых жителей, тех, кто ещё помнит старинные песни, у кого остались воспоминания от праздников, каких‑то жизненных событий. Эти люди помнят, как пели их бабушки, в чём они ходили и чем жили. Все записи, которые мы собрали и записали, целый год тщательно изучаем, расшифровываем и обрабатываем», – рассказывает о процессе появление песен участница коллектива Галина.
Деревенские музыканты поют вне рамок и правил. Музыка идёт из души. Галину восхищает самобытность и талант селян, ведь они никогда не учились ни в консерваториях, ни в академиях, но при этом складывали и сочиняли виртуозную музыку.
«Это супергениальные люди. До сих пор непонятно, как такая сложная музыка рождалась в деревне», – отмечает участница коллектива.
В селе Безгодовка Валуйского района живёт своего рода цензор команды. 80-летняя Татьяна Александровна Семенихина. Она помнит многие народные песни, которые исполняли до, во время и после войны. Она‑то как раз напела коллективу множество песен, которые были обработаны, исполнены вновь и записаны для альбома.
«Когда песня готова, мы через год приезжаем и исполняем её. Татьяна Александровна очень нас хвалит, ей нравится то, что получается в итоге», – рассказывает Галина.
При этом одни и те же исполнители могут петь песню из раза в раз по‑новому. Музыканты рассказывают — нередко случается так, что, например, спустя год песня, которую здесь записывали, уже поменяла облик у первоисточников.
«Могут сказать: чего‑то не похоже (смеётся — прим. ОБ). Дело в том, что песня всегда переживает некую трансформацию, адаптируется под время, звуки, которые слышат люди. Поэтому это не удивительно. Песня – живой организм», – уточняет Галина.
Одна из участниц коллектива — Надежда Гусарова — родилась в Валуйках. Отсюда привезена вторая часть народных мотивов, которые также оживили музыканты.
Несмотря на то, что регион по площади и численности населения небольшой, у каждой деревни свои музыкальные особенности. Так, если в одной может преобладать фрикативный звук «хэ», в другой, соседней, уже упор на «ще».
«И это тоже интересно. Наши предки раньше говорили иначе, и в некоторых сёлах сохранился подлинный язык и манера. Мы сохраняем это», – говорит Галина.
Бытует мнение, что если коллектив исполняет фольклор, то всё остальное ему чуждо. И это заблуждение, парируют в группе.
«Мы такие же молодые люди, которые смотрят ролики на YouTube, прослушиваем музыкальные новинки, одеваемся в современную одежду разных брендов», – говорит музыкант.
Команда популяризирует истинно русскую музыку, пытается объяснить, что она сложная, но красивая, и может реагировать на современные течения и направления.
«К сожалению, на просторах интернета сегодня много того, что нас дешевит, делает низкоинтеллектуальными людьми, которые забывают о своей культуре и традициях. Людьми, которые восхищаются другими народами, когда у нас самих есть собственное богатство. Мы ездим по регионам, по деревням, хоть и живём в Москве. Мы не работаем на столичную публику, наоборот, привлекаем молодёжь в глубинке. Это наша маленькая капля в море, которая, я думаю, скоро станет намного больше», – рассуждает Галина Лукашевич.
Выпуск первой пластинки с фольклорными песнями из Белгородской области – большой шаг к задаче, которую поставил перед собой коллектив. На очереди — проведение первого в России фолк-кемпа-лагеря для 30 человек, которых будут обучать фольклорным традициям, играм и песням.
Событие пройдёт с 20 по 28 в деревне Большой Бор Онежского района Архангельской области. Год назад на молодёжном форуме «Таврида» объединение презентовало проект «Под Облаками на Русском Севере — 2019» и выиграло грант 1 млн рублей на его реализацию.