Мастерскую filmmaking на фестивале «Этажи» открыл профильный факультет Академии коммуникаций Wordshop. Здесь же показали дипломные и курсовые работы студентов. Это не типичные видеоролики, снятые ради получения хорошей оценки. Зрители увидели качественные музыкальные клипы, профессиональные съёмки живых концертов, рекламное и фэшн-видео.
«То, что вы увидите, это не best of, — предварял просмотр куратор факультета filmmaking Андрей Мусин. — Это студенческие работы, но мне кажется, что это очень ценно. Потому что среди авторов нет ни одного профессионального режиссёра. Это профессиональные клипы, в большинстве своём они выходили на MTV, «2х2», «Афише» и «Медузе», многие с призами с западных фестивалей. Но снимали их люди, которые ещё вчера работали аккаунт-менеджерами, продюсерами и продавцами автомобилей. То есть они за год научились снимать профессиональное кино».
На другой день фестиваля гости «Этажей» уже не просто смотрели и вдохновлялись чужими работами. Андрей Мусин провёл мастер-класс и рассказал о составляющих актуального видеоконтента: свете и камере, цвете, работе с музыкой и шумом.
Ради фестиваля искусств «Этажи» в Белгород впервые приехала Марина Кацуба, петербургский поэт, победительница телепередачи 100ТВ «Битвы поэтов». Она автор множества музыкальных и поэтических коллабораций с известными артистами, а ещё читает лекции о современной поэзии в библиотеках, школах и вузах.
Личность сильная и необычная. Удивительно и то, что она единственная девушка-победительница Versus Battle.
«Для меня это было не более, чем развлечение. Единственной целью участия в рэп-баттле был спор с представителями жанра, способна ли девушка в лице меня это сделать или нет, — рассказывает Марина Кацуба. — Я думаю, что сейчас рэп-баттлы уже стали масс-маркетом. Через какое‑то время, как и все тренды, они угаснут. Так часто бывает. Когда‑то над «Аншлагом» не смеялись, а людей считали кумирами. Но эта культура очень сильно повлияла на качество общения в социальных сетях. Я бы, чтобы улучшить общение на просторах интернета, предложила ввести во всех психиатрических клиниках рэп-баттлы как ежедневную терапию. Если люди будут безнаказанно ругать друг друга матом, под аплодисменты говорить всё, что им захотелось, то они выпустят из себя пассивную агрессию, освободят душу и ум, будут чувствовать себя лучше».
На «Этажах» поэтесса представила подборку своего творчества о любви, внутренних терзаниях, одиночестве и людях.
Смелость борьбы со стереотипами о стрит-арте взяла на себя белгородская художница Анастасия Мазур-Скробова. Она и вне фестиваля ведёт культурные встречи, где вместе с участниками обсуждает современное искусство и его направления. Гостями встреч становятся необязательно творческие люди, но и те, кто просто любит искусство.
На «Этажах» Анастасия подняла тему, как уличное искусство преображает городские пространства за рубежом и в России. Художница рассказала историю Бэнкси, привела успешные примеры работ иностранных граффитистов, а затем перешла к российской истории.
«Последние десятилетия уличное искусство наполняется смыслом: визуальным, литературным. Переосмыслением городских пространств в своих работах. Уличные художники — это именно артисты. Это далеко от вандализма, который был раньше», — отмечает Анастасия Мазур-Скробова.
Джазовый концерт стал финалом второго фестивального дня. Специальные гости — восходящие звёзды из Москвы — Виктория Каунова и Илья Морозов.
«Мы очень рады приехать впервые в Белгород, потому что для нас это город-загадка. Много друзей и музыкантов отсюда. Наконец‑то выдалась возможность самим попасть, — говорит Виктория Каунова. — Здесь потрясающий оркестр такого высокого уровня с богатым репертуаром, которым не каждый может похвастаться. Оркестр написал новые аранжировки специально для нас. Говорят, джаз — не для русских людей и не такая интересная музыка, но мы докажем обратное».
Вместе с белгородским биг-бендом No comment артисты исполнили в новых аранжировках известные песни, без которых не обходится ни один традиционный джазовый концерт. К концу выступления ритм музыки нарастал, и на сцене появился Вахтанг. Вместе с ним приезжие гости устроили джем: импровизировали и совмещали джазовые мелодии и битбокс.
Удивлять новым форматом театральных постановок приехала на фестиваль «Этажи» труппа театра Playback#01. Зрители наблюдают даже не за спектаклем, а за перформансом, рождающимся на их собственных глазах. У актёров нет заготовленного сценария — они импровизируют на сцене. В основу импровизации ложатся истории зрителей, которыми они сами же и делятся.
К примеру, на вопрос «Что для вас фестиваль «Этажи?» девушка Лиза из зала рассказала историю о вдохновении: она любит этот фестиваль, приходит на него уже третий год, но этот раз особенный. Она привела с собой близкого человека, чтобы он тоже почувствовал атмосферу фестиваля. Её историю тут же обыграли актёры Playback#01. Затем зрители рассказывали и о судьбоносной встрече со второй половинкой, и внутренних сомнениях, и тяжести разлуки. Когда видели свои же эмоции на сцене в чужом исполнении, кто‑то плакал, кто‑то смеялся.
Форматы актёры использовали разные: хор, песня, история, живая скульптура, сказка.
«Это сотворчество актёров и зрителей. Без истории не рождается перформанс. Мы как краски: человек рассказывает свою историю и жизненный опыт, а мы просто показываем ему это, проживаем вместе с ним и преумножаем это», — рассказывает актриса театра Playback#01 Лина.
Финальной точкой фестиваля и его необычных перформансов стало совместное выступление симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, дирижёра из Китая Янь Цзянаня и чемпиона мира по битбоксу Вахтанга.
«Говорят, что джазовая музыка не так близка всем слушателям, а классическая современная музыка совсем от них далека. Но мы можем делать так, чтобы симфонический оркестр исполнял что‑то новое. Знаю, что в Белгороде оркестр под руководством Дмитрия Филатова играет программу «Симфо-рок». В этом году мы совместим битбокс с оркестром. Это для меня очень интересное направление и, кажется, для слушателей тоже, — рассказывает дирижёр из Китая Янь Цзянань. — Белгород для меня немножко особый. Как приеду сюда, делаю особенные и интересные вещи. В других городах не так много интересных идей, как в Белгородской филармонии».
Со сцены звучала, как и классика в новой интерпретации, так и песни Вахтанга. Вместе с добровольцами из зала певец записал музыкальное поздравление фестивалю «Этажи».
Здесь же он спел одну премьерную композицию, признавшись, что меняет подход к творчеству, уходя от типичных мелодий к поиску новых форматов. Идея совмещения бита и оркестра пришлась ему по душе. Артист хочет записать несколько аранжировок для своих композиций, возможно, даже с белгородским оркестром.