«Здесь демонстрируется действительно выставка картин со стен нашего музея, — рассказывает Наталия Автономова. — Мало того, не только со стен, они ещё и высылались за границу. В частности, «Украинка» Репина была на его персональной выставке в Берлине, где произвела большой ажиотаж. Представленные здесь произведения — топовые, но у них есть одна особенность. Они все подарены. Не проданы, не куплены, а собраны коллекционерами».
Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — молодой, он был создан всего 25 лет назад. Тогда его концепция была новаторской: собрать в музее личные коллекции тех, кто всю жизнь собирал произведения искусства.
Идею музея поддержали сами коллекционеры. По словам Наталии Автомоновой, когда они сами или их наследники слышали о создании подобного отдела, то сами связывались с музеем, передавая в дар собранные произведения искусства. Правда, музей принимает не всё — в силу статуса, сотрудники оставляют те коллекции, которые достойны стен музея. При приёме их детально изучают. Наталия Автомонова рассказывает, что используются рентген, ультрафиолет и инфракрасные лучи. Лишь после тщательного исследования предметы искусства заносят в каталоги и отправляют на выставку.
Фонд отдела — это не выкупленные или национализированные произведения искусства, а лишь подаренные вещи. Это изюминка работы, которой гордятся сотрудники музея.
«За эти 25 лет существования нам подарили 40 коллекций, а иногда были и отдельные дары. Сейчас уже 8 000 произведений хранится в фондах нашего отдела. Благодаря стараниям и подаркам коллекционеров, мы и создали такой отдел».
В самом Пушкинском музее картины размещены в 22-х залах, согласно коллекциям. Хотя некоторые собрания занимают и несколько помещений, как экспозиция Ильи Зильберштейна. Ей отведено четыре зала, в ней собраны живопись, графика и другие культурные объекты. Она ядро собрания отдела, которое включает в себя 2 000 произведений.
В Белгород на выставку привезли 38 шедевров русской живописи из собраний разных коллекционеров.
«Здесь картины и из коллекции Ильи Зильберштейна, в частности, произведения Репина. Он был его большим поклонником. Из его собрания «Украинка», о которой мы говорили. Здесь прекрасная работа Василия Поленова, персональная выставка которого проходит в Третьяковской галерее. У нас запрашивали её для той выставки, но мы с самого начала определили её в ряд картин, которые привезём вам, — комментирует Наталия Автомонова. — Представлены прекрасные пейзажи Союза русских художников, есть и небольшой кусочек авангарда. Как вы знаете, авангард — это мировое достижение нашего искусства. Здесь представлено произведения Фалька «Витебск» из коллекции Святослава Рихтера. Он был другом Пушкинского музея».
В экспозицию вошли произведения художников русской школы XVIII-XX веков, где представлены произведения Репина, Шишкина, Соломаткина, Боголюбова. Здесь и парадные, и камерные портреты, пейзажи и бытовой жанр.
Организовать подобную выставку — сложная задача, требующая не только согласования и транспортировки культурных объектов, но и соблюдения необходимых условий для экспозиции. С этим у Белгородского художественного музея проблем нет.
«Для выставок мало содружества и понимания задач. Взаимопонимание между сотрудниками музеев — это одна сторона. С другой — прекрасный зал, цвет стен, потому что дизайнерское решение тоже важно. Климат, безопасность — это всё за фасадом, но это такие важные аспекты, основа организации выставок. В этом плане мы фактически здесь попали в наш музей и наши условия, только стены другие, другая улица и другой город».
«Сейчас мы показываем шедевры из разных коллекций, лучшие вещи. Это такой introduction, введение в то, кто такие коллекционеры. Ведь каждый музей, в основном, основывал свою работу на частной коллекции. Будь это Поволжский музей, Третьяковская галерея, Русский музей — в основе были частные коллекции, которые стали трамплином для создания государственных музеев».
После того, как белгородцы ознакомятся с шедеврами русской живописи, в местный музей могут привезти и отдельные коллекции из собрания Пушкинского музея. Но это планы, точной информации и дат нет — результат зависит от сотрудничества белгородского музея, Пушкинского и фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова.