Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
92.75
+0.00$
100.44
+0.00
-4 °С, ясно
Белгород

«Творчество нужно любить как ребёнка»: белгородская поэтесса – о стихах, мечтах и литературном слэме

7 апреля 2023, 14:28Культура
Фото: t.me/crymuse

Елизавета Афанасьева — белгородская поэтесса, за плечами которой пять сольных творческих вечеров и победы в литературном слэме, а впереди — выпуск собственного сборника и развитие творчества.

«Открытый Белгород» познакомился с Елизаветой Афанасьевой, той самой Музой, стихотворение которой было написано на стене уже снесённого дома на Свято-Троицком бульваре. Мы поговорили с девушкой о поэзии, вдохновении и творческих планах.

Фото: Личный архив

Вас зовут Елизавета, но аудитория Вас знает как Музу. Почему выбрали такой псевдоним? Не кажется ли он банальным?

Я не люблю слово «псевдоним», потому что это будто что-то ненастоящее, но я-то из плоти и крови, а имя Муза часть меня. 13 лет назад влюбилась в песню российской рок-группы с названием Муза. Когда начала выступать, захотелось чем-то выделиться, зацепить. Нужно было ёмкое имя, отражающее меня. Так и стала Музой. Банальности в этом не вижу. Имя Лиза же мы не назовём банальным, верно? Хотя так в нулевых называли половину новорождённых девочек. Помимо этого, за всю свою карьеру на поэтическом поприще второй Музы я не встречала.

Чем занимаетесь в обычной жизни: учёба/работа?

Заканчиваю «вышку» по специальности «Реклама и связи с общественностью», до января на протяжении трёх лет работала в кол-центре. Сейчас в поиске.

Фото: Личный архив

Сколько Вам лет и как давно Вы занимаетесь поэзией?

Мне 22 года. Поэзией занимаюсь всю жизнь. Что-то выдавала совсем малышкой, за мной записывали родные. В школе раз в несколько месяцев заводила тетрадку для стихов и исписывала её от корки до корки. Писала про одноклассниц, весну и солнечных зайчиков. Гуляла и прямо вслух сочиняла свои детские строчки. Сознательно начала писать в 16 лет, когда попала литературный слэм, с тех пор пишу постоянно.

Расскажите, как Вы начали писать стихи? Помните своё первое стихотворение?

Самое первое в три года «Облака плывут, облака плывут, облака плывут. А пока…». Первое сознательное было написано после довольно болезненного события, я его помню, но нигде не публикую и не читаю. Собственно, в 2016 году я попала на слэм, начала общаться с поэтами, постоянно обсуждать стихи, ходить на поэтические вечера. В такой обстановке невозможно не писать, особенно учитывая, что всю жизнь я тянулась к поэзии.

Как Ваша семья относится к Вашему творчеству? Есть ли у близких любимое стихотворение?

Семья мной гордится и очень поддерживает, мама и бабушка радуются всем моим успехам. Любимое у них «Попова – Свято-Троицкий».

Приходилось ли Вам посвящать кому-то стихи?

Чтобы прямо сказать, мол, а вот это посвящается мальчику, который разбил мне сердце, конечно, нет. Но, многое в моём творчестве написано о ком-то, хотя скорее о моих эмоциях, связанных с людьми. Прямо посвящения были в детстве маме и бабушке.

Фото: Личный архив

Есть ли у Вас любимый поэт: классик и современник? Ориентируетесь ли на кого-то в своём творчестве?

Ох, на этом вопросе постоянно кого-нибудь забываю назвать. Видимо, пора составить список любимчиков. Из классиков, конечно, Маяковский. Из современников Андрей Орловский. Андрей в целом для меня очень значимая фигура, так как именно он направил меня, как совсем молодого ещё автора, в нужное русло. Также Антон Володин, Егор Сергеев и Серафима Ананасова. В творчестве какого-то ориентира нет, но стараюсь подмечать, по каким причинам мне нравятся чужие стихи, что в них цепляет, как это интегрировать в своё творчество.

О чём предпочитаете писать, а какую тему категорически не затрагиваете?

Нет какого-то списка тем. Пишу о том, что волнует. Любовная лирика, поиск себя, происходящие со мной события. Категорического «я об этом писать не буду» нет. Наверное, такой запрет имел бы смысл, пиши я на заказ. А так волнует — пишу. Нет — не пишу. Всё просто.

Откуда черпаете вдохновение для стихотворений?

Из себя, из своих эмоций. Пишу о том, что волнует меня в любом смысле.

Наверняка у Вас, как и у всех творческих людей, бывают кризисы, как справляетесь с ними?

Я не ставлю себе цели написать сколько-то текстов за определённый срок, поэтому и кризисов как таковых нет. Бывают застои, конечно, когда пишу одну стихотворение за три месяца, но я не считаю это кризисом. Значит, сейчас так надо. Значит, коплю в себе что-то, что выльется, когда достаточно во мне настоится. Даже если пишу редко, всё равно часто оставляю в заметках какие-то фразы, образы, которые чуть позже выльются в стихи.

— Это стихотворение стало мощным стартом моей работы над словом. Именно его я написала после разбора моих текстов вместе с Андреем Орловским. Именно это произведение по сути отражает моё творчество и даёт ответ на вопросы «а почему верлибры? а почему без знаков препинания?». Чаще всего мои сольные выступления начинаются именно с этого стихотворения.
Фото: Личный архив

Поэзия для Вас — это хобби или нечто большее?

Точно не хобби. Поэзия — это, по сути, вся моя жизнь. Не представляю себя без стихов и без поэтов вокруг. Если от поэзии получаешь истинное наслаждение, отказаться от этого уже не сможешь.

Можно ли Вас назвать известной белгородской поэтессой? 

Даже не знаю, если честно. Чем измеряется популярность? Ну, меня зовут читать в разные места, подходят ко мне после выступлений, периодически берут интервью. Скажем так, я не ощущаю себя «ноунеймом» [человек, которого никто не знает и мнение которого мало кого интересует, — прим. ОБ.].

Популярности Вам добавило стихотворение, которое было написано на стенах в доме на Свято-Троицком бульваре, расскажите его историю. Что вдохновило на написание, какую мысль вкладывали в него? 

Этот текст появился после увиденного мной процесса сноса домов, собственно. В 2019 году на Попова сносили двухэтажки, сейчас там «очень высокие и стеклянные» многоэтажки. Я смотрела и думала о том, что жили ведь там люди, а теперь просто груда камней. Так ведь когда-то будет и с моим домом. Может, я застану его снос, может, меня самой уже не будет. Но однажды дом ведь точно снесут, будто и не было моей родной хрущёвки. Однако главная мысль в том, что несмотря на это, самое главное — в людях вокруг, в том, что мы делаем, что говорим, что творим прямо сейчас. Без задела на эфемерное будущее, которого может и не быть.

— Это любимое стихотворение моей семьи, это стихотворение, из-за которого в зале всегда плачет как минимум пара человек, это самое значимое для меня стихотворение. Текст, который останется погребен в снесённом доме и только таким образом сможет остаться в вечности.
Фото: Личный архив

Есть ли у Вас сборник своих стихотворений? Если нет, то хотели бы выпустить? Или предпочитаете делиться своим творчеством в другом формате?

Сборник в стадии активных планов. Пока не могу сказать что-то точно, но работа ведётся и, надеюсь, даст свои плоды в ближайшем будущем.

А получается ли заработать на творчестве?

Нет. Иногда, конечно, бывает где-то оплата выступления, иногда выигрываю слэм, где главный приз — деньги, но творчество на данном этапе для меня точно не стабильный источник дохода.

Фото: Личный архив

Вы выступаете на литературном слэме. Помните своё первое публичное выступление с собственными стихами, как это было?

Это было очень волнительно. На сцене я с детства, выступала с хором на международных конкурсах, выступала одна как вокалистка, но опыт чтения своих стихов это совершенно другое. После первого выступления оценки от жюри у меня были так себе, но мне было всё равно — после выступления на смену волнению пришла эйфория. Я думала: «Ничего себе! Они правда меня слушали, а я правда читала свои стихи!».

Расскажите поподробнее, про литературный слэм:  что это за мероприятие, где и как часто проходит, кто организовал? Востребован ли такой формат у аудитории?

Литературный слэм — это конкурс, в котором поэты читают свои стихи, а зрители их оценивают. Победитель получает денежный приз. Всего три этапа: в первом и втором раунде авторы читают свои произведения на протяжении трёх минут, в финале прошедшие участники пишут экспромт на тему, выбранную залом. Организует всё это наш Саша Савицких. Вот о ком точно можно сказать «популярный поэт». Слэмы проходят раз в месяц в «Мануфактуре». Помимо этого, периодически нас приглашают организовать слэм на других площадках, поэтому иногда выдаётся и по три раза в месяц. Из этого вытекает, что формат востребован, к тому же живёт в Белгороде уже 9 лет, пространство «Мануфактуры» практически всегда полностью заполнено зрителями, а призовой фонд только растёт.

Давно ли там выступаете, как попали туда, и как решились на публичное представление своего творчества?

Выступаю с января 2017, кажется. А попала летом 2016 года. Мы с подругой тогда много читали, и в одной из книг был описан формат литературного слэма. Начали гуглить, узнали, что такое есть в Белгороде, и решили обязательно сходить. С тех пор я без слэмчика никуда. Не было такого, что я «решилась». Для меня было хоть и волнительно, но закономерно спустя полгода в тусовке выйти на сцену с первым же написанным стихотворением.

— В моём творчестве незаметно для меня укоренилась тема зеркал. Мой сольник в прошлом сентябре назывался «Зал с зеркалами». И данным текстом я подвожу итог, даю самой себе ответ, откуда у этой темы растут ноги, и что нужно сделать, чтобы выбраться из зазеркалья.
Фото: Личный архив

Приходилось ли сталкиваться с плагиатом работ? Как на такое реагируете?

Однажды обнаружилось моё стихотворение на стене в соцсети у одной девушки без указания моего авторства, и в целом без указания, что написано это другим человеком. Вежливо написала ей, попросила указать авторство. В итоге, пару дней ушло на то, чтобы доказать человеку, почему так публиковать чужое творчество некрасиво. Неприятно такое, конечно, но, к счастью, больше такого не было.

Вы продвигаете своё творчество, выступая в других городах. Какая обычно цель у таких мероприятий и аудитория?

Аудитория очень часто незнакомая с поэзией, от того очень ценная. Непередаваемое ощущение видеть, как у людей горят глаза, потому что они раньше дальше условного Пушкина вообще не знали поэзии, а тут перед ними целая толпа современных авторов. Цель как раз познакомить людей с современной поэзией, с необычным форматом.

Фото: t.me/crymuse

Что можете сказать о литературной «тусовке» Белгорода? Чего не хватает молодым и начинающим поэтам?

Для меня понятие «тусовка» очень давно перешло в «семья», думаю, при таком обозначении какие-то комментарии излишни. Начинающим в последнее время часто не хватает самокритики и желания получать критику извне. Недочёты прикрываются фразами «у меня стиль такой». Часто нет понимания, что над стихами надо работать.

На каких ещё белгородских поэтов стоит обратить внимание?

Артём Василевский, Анастасия Апухтина, Revizzor. А в целом, стоит обратить внимание на литературные слэмы, познакомиться с самым сердцем «столицы поэзии» и самим определить для себя любимчиков.

— В прошлом году летом я купила в Анненкирхе стикер с надписью «Отче, держи меня за руку. Без тебя я облажаюсь. Аминь». Меня очень зацепила эта фраза, так как сама я человек верующий. И в этом тексте я как раз переосмысляю своё поведение. Прихожу к пониманию, на кого я действительно могу всегда рассчитывать, и кто точно никогда не отпустит моих рук.
Фото: Личный архив

Как понять, что ты талантлив и твои стихи — это не набор слов, лишённых смысла?

Показать стихи более опытным авторам, приготовиться к критике и годам работы над текстами. Самим подключать здравый рассудок и развивать умение смотреть на своё творчество со стороны. А понятие «талант» переоценено, на мой взгляд. Самое главное — труд.

Какие советы дадите начинающим поэтам  или тем, кто давно пишет, но боится представить своё творчество массам?

Я всегда говорю, что любое своё творчество нужно любить как ребёнка. Любовь к детям безусловна, но это не мешает их воспитывать, ведь любящий родитель хочет, чтобы ребёнок развивался, узнавал новое, рос достойным человеком. Так и со стихами, и с любым искусством. Думаю, что если ты действительно любишь то, что делаешь, то и страха показать не должно быть. Ну и, конечно, не нужно прыгать выше головы и ориентироваться на людей, которые уже годами занимаются поэзией и публичными выступлениями. Мы все с чего-то начинали, поэтому нормально поначалу условно «не дотягивать». Я ведь тоже побеждать стала не сразу, а пробиралась сквозь тройки от жюри.

Где читатели «Открытого Белгорода» могут познакомиться с творчеством Музы?

Сейчас активно веду свой телеграм-канал. Там стихи, поэтические заметки и другое моё творчество. Также есть группа в социальной сети «ВКонтакте».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 24 февраля , 13:21
Помочь человеку жить хорошо: как психологи помогают белгородцам прийти в себя после обстрелов
Материал
Общество 23 февраля , 11:01
Пресечь деятельность и помочь пострадавшим: как в Белгородской области выявляют и борются с сектами
Материал
ЖКХ19 февраля , 11:51
«Работа — чтобы контейнеры были пустые»: как выглядит изнутри рабочий день экипажа мусоровоза