

Российское законодательство пристально следит за деятельностью иностранных агентов. В этом году Госдума РФ приняла закон, который ужесточается ответственность лиц, работающих в интересах иностранных государств, за несоблюдение требований закона. «Открытый Белгород» собрал ответы на самые популярные вопросы, касающиеся деятельности иноагентов.
С начала СВО число тех, кто открыто критикует власть и жителей России, стало больше. «Открытый Белгород» поинтересовался у политолога и преподавателя НИУ «БелГУ» Романа Травина, как раньше проявлялись в политической жизни страны иноагенты, чем они могут быть полезны государству и зачем вообще следить за их деятельностью.


Иноагентом признаётся лицо или организация, находящееся под иностранным влиянием. Зачастую такие лица действуют в интересах зарубежных кураторов против безопасности РФ. Например, иноагент может собирать и распространять сведения в области военно-технической деятельности России.
Роман Травин пояснил, почему государству важно следить за деятельностью иноагентов. По его словам, мотивы кроются в сохранении суверенитета нашей страны.
Попытки оказать влияние на политические процессы в государстве могут осуществляться не только линейно извне, но и через отдельных граждан и зарегистрированные в стране организации, за которыми стоят иностранные структуры.
За свою работу иностранные агенты могут получать финансовую, организационно-методическую, научно-техническую или иную помощь, также не исключены способы воздействия на таких лиц путём принуждения или убеждения.


По мнению политолога, иногда критику власти отождествляют с деятельностью иноагентов, но это не так. Критика необходима, ведь без неё невозможно устранить имеющиеся недостатки в деятельности власти.
Минюст РФ создал специальный реестр, в который внесены имена лиц, признанных иноагентами. На сегодняшний день в нём содержатся 1 107 лиц и организаций. В России иноагентами являются представители СМИ, искусства и культуры, музыканты, бизнесмены и другие. Также в реестре иноагентов числятся три белгородца.
В России иноагентам запрещено вести образовательную и просветительскую деятельность, избираться на выборах и работать в органах госвласти, организовывать митинги и подобные мероприятия и финансировать их, создавать любой контент для детей: фильмы, книги, журналы и другая подобная продукция от иноагентов должна распространяться с маркировкой 18+, служить по контракту в армии, входить в руководящие органы госкорпораций; участвовать в государственной или общественной экологической экспертизе.
Кроме того, российские юрлица, признанные иноагентами, должны отчитываться в Минюсте о доходах и расходах и о своей работе. Также иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете или российских СМИ отчётность о своей деятельности.


Юристы предупреждают, что все материалы, распространяющиеся иноагентами, должны иметь специальную маркировку. СМИ и физлица при упоминании иноагентов также должны ставить специальную пометку об их статусе.
Если материалы иноагентов, распространённые в открытом доступе, были опубликованы до признания их таковыми и находятся в архивных папках с ограниченным доступом, то отсутствие указания на статус иностранного агента не будет являться нарушением законодательства.
Нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.
Уголовная ответственность наступает после однократного нарушения статьи 19.34 КоАП РФ «Нарушение порядка деятельности иностранного агента» или в случае наличия судимости за аналогичное преступление. Статья 330.1 Уголовного кодекса РФ «Об уклонении от исполнения обязанностей иноагентов» предусматривает наказание вплоть до пяти лет лишения свободы.
СМИ за отсутствие указание на статус иноагента могут привлечь к административной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации. Санкции статьи предполагают штраф от 2 до 2,5 тыс. рублей, должностным лицам - от 4 до 5 тыс. рублей, юридическим лицам - от 40 до 50 тыс. рублей.


Юридическим лицам, организациям и физическим лицам не запрещено работать с иностранными агентами. Специалисты рекомендуют учитывать некоторые риски, которые влечёт за собой такое сотрудничество. Например, на иноагента наложен ряд ограничений в деятельности, которые следует предварительно узнать.


По мнению Романа Травина, если бы иноагенты линейно представляли угрозу обществу, их бы, как любых других преступников, изолировали. Государство же считает достаточным ограничить им возможность деятельности в отдельных сферах, например, в образовании.












