Портфель, чемодан для ручной клади, одежда на выход – стандартный набор для человека, отправляющегося в деловую поездку. Но не менее важно взять с собой хорошие манеры, доброжелательность и чувство взаимного уважения.
На этапе подготовки к поездке нужно изучить особенности города, в котором будут проходить переговоры. Нужно всегда быть подкованным, советует эксперт рубрики Дарья Косова.
Во многих культурах перед началом переговоров принято вести небольшую буферную беседу, короткий разговор – «small talk». И здесь, конечно, очень важно не попасть в неловкую ситуацию.
«Допустим, в стране, где проходят переговоры, произошла какая‑то трагическая ситуация, о которой вы не знали. В разговоре, сами того не желая, вы можете серьёзно наступить на больную мозоль. Нужно быть избирательным в темах, а для этого нужно быть в курсе событий», – подчёркивает Дарья.
Отправляясь в деловую поездку лучше заранее продумать, что вы подарите принимающей стороне. О приевшейся брендированной продукции своей компании лучше забыть. Такие вещи выдать за сувенир можно в очень редких случаях.
«Если компания популярна, здесь может быть исключение. Допустим Apple. Конечно, получить продукт подобной компании будет приятно. Но уж точно не стоит дарить самые обычные шариковые ручки с логотипом. Это точно это не сувенир», – советует Дарья.
Что везти с собой, опять же может подсказать сбор информации. Например, если нужно подобрать подарок для иностранной компании, нужно понять, какие у неё отношения с Россией. Если дружба давняя, то дар в виде матрёшки, скорее всего, никто не оценит.
«Если же это первая встреча, предположим, с китайским партнёром, то как раз матрёшка будет очень уместным подарком, потому что они ценят такую символику», – отмечает Дарья.
Если сотрудник сам получает презент в командировке, то он должен знать разрешённую стоимость подарков, которые можно принимать.
«Сегодня повсеместно, как в коммерческих, так и в государственных компаниях есть определённое ограничение на корпоративные и персональные подарки. И эти ограничения нужно знать, и в соответствии с этим принимать презенты», – уточняет эксперт.
И речь идёт не только о внешнем виде на встрече с партнёрами. Даже в транспорте, на котором сотрудник добирается до места, не стоит забывать, что он представитель компании, а не обычный путешественник. Поэтому и выглядеть нужно соответствующе.
«В основном представители бизнеса отправляясь в поездку соблюдают стиль casual. Это лёгкие брюки, пиджак и сорочка. В одежде business casual преобладают удобные, не сильно мнущиеся ткани. Business casual удобен и в тех случаях, когда с поезда или самолета вам нужно успеть на деловую встречу или переговоры», – советует Дарья.
Обычно в деловых поездках принимающая сторона планирует визиты по важным для этого города местам. Иностранные партнёры не исключение. И здесь очень важно отнестись к такой инициативе с почтением.
«Даже если вы уже неоднократно их посещали, проявите интерес. Эта программа обязательна. Если вы покажете своё недовольство или усталость, можно подпортить отношения с принимающей стороной», – отметила Дарья.