После окончания службы в Воздушно-десантных войсках Вадим Максименко стал профессиональным парашютистом, у него за плечами почти две тысячи прыжков. Брал бразды правления по руководству парашютно-десантной подготовки в нескольких АСК. В 90-х годах увлекся сверхлегкой авиацией.
Понятие сверхлёгкая авиация объединяет летательные аппараты, у которых максимальная взлетная масса не превышает 495 кг, скорость летательного средства не должна превышать 65 км/ч.
История белгородского авиационного клуба «Академия-авиа» началась в 1999 году. Вадим Максименко вспоминает: сказать, что путь был тяжёлым – не сказать ничего. На одной чаше весов – подготовка, бумажная волокита и сомнения. На второй – желание и единомышленники. Это и победило. За годы работы Вадим лично подготовил десятки талантливых пилотов.
«Те товарищи, которые не смыслят в полётах, думают, что мы здесь в игрушки играем. Может, оно со стороны и правда так выглядит, но ты попробуй, смоги. Каждый этап этих двадцати лет — сплошное испытание, потому что непросто найти поддержку», – говорит пилот.
Полоса, с которой совершаются полёты, находится на аэродроме в Нечаевке Белгородского района.
«Раньше подобных полос было около 15 по области, они делались для Ан-2, потом эти самолеты накрылись тем самым тазом, соответственно, и полосы стали никому не нужны. Если бы мы её не эксплуатировали, то у неё была бы такая же участь», — вспоминает Вадим Максименко.
А место, где отрабатывают полёты члены клуба – самое что ни на есть живописное: поля, леса, озёра. Картинка — глаз не оторвать, говорит Вадим, особенно с высоты птичьего полёта. Чтобы сохранить эту полосу пилот защитил сельхозпроект и взял в аренду 8 га земли.
Помимо соревнований и стандартных полётов, клуб проводит серьёзную социальную работу: помогает людям с ограниченными возможностями подняться в небо.
«Они не могут ходить, но могут летать. Я наблюдаю за каждым, кто приезжает к нам и разница «до» и «после» очевидна. Мы подробно рассказываем людям о том, как будет происходить полёт, объясняем, что такое «болтанка» и убеждаем, что бояться им него — они в надёжных руках. Люди часто даже не улыбаются до полётов. А чего им улыбаться, собственно… Но вы не представляете, что небо может сделать с человеком! Они заряжаются таким настроением, смеются, радуются, жить хотят! Мы даже проводим соревнования, в которых они могут участвовать. Всё это делается практически за наш счёт, но вы бы видели их глаза», — рассказывает Вадим.
В клубе числятся шесть дельталётов. На деле эксплуатируются четыре, два из которых принадлежат Вадиму. Ежегодно пилот обязан проводить освидетельствование летательного транспортного средства, плюс медкомиссия.
— Только 80 тысяч в год уходит на документы. Сами понимаете, что это верхушки айсберга. Я уже на пенсии, выкручиваюсь как‑то.
— Неужели ни разу не возникало желание примерить маску спокойной жизни? На заслуженный, как говорится.
— Возникает каждый год. (смеётся – прим. ред.) Но, звонит мне тот же Брянск, там люди с ограниченными возможностями. Объясняют: нам администрация даёт деньги на дорогу, полетаем? Я им что должен ответить? Конечно, я говорю, приезжайте. Пояса потуже, и вперёд. Нужны мы им, что тут сделать.
— И много вас таких?
— Ку-ку на голову, имеете ввиду? У нас в клубе все такие. Летать – это диагноз. А если ещё можно в жизни что‑то хорошее сделать, почему нет?
У аэродрома всё по часам и правилам. Пассажирами дельталётов могут стать люди, не имеющие противопоказаний. Перед полётом всё чётко фиксируется специалистами. К дельталёту строго запрещается подходить сзади, даже если мотор не включен. Обязательная экипировка у пассажира – шлем, ремень, тёплая одежда – наверху не жарко.
«Мы подаем флай-план в Москву. Выходим на связь с диспетчером аэропорта, докладываем о начале работы, и на протяжении полётов поддерживаем радиосвязь», – уточняет Вадим.
В минувшие выходные в Нечаевке прошёл 7-ой этап открытой народной спартакиады Белгородской области «СПОРТом БИЗНЕС не иСПОРТишь». Участниками соревнований стали различные компании региона, в том числе и средства массовой информации, которым помериться силами в авиа-дартсе.
Смысл испытания – попасть снарядом точно в цель. Снарядов два – бутылка с песком и водой. Пилот поднимает дельталёт в небо, пассажир, он же участник, должен прицелиться и сделать так, чтобы снаряд попал в специальную мишень.
«В обычный дартс не все попадают, а здесь – авиа. Это очень непросто, но если рассчитать расстояние, угол наклона, то может получиться. Это безопасно, главное, не кидать снарядом в мотор», — рассказал Вадим Максименко.
В ходе упорной борьбы в соревнованиях победителями стали:
1 место — Белгородский региональный ресурсный инновационный центр;
2 место — Фабрика информационных технологий;
3 место — Яковлевский ГОК.
— Если, предположим, я боюсь летать.
— Не бойтесь. Один раз живете.
— Совет не убедил.
— Серьёзно, в страхе нет ни истины, ни свободы. Можно бесконечно бояться, но это не сделает вас лучше. А вы в небо поднимаетесь и становитесь красивее. Кровь циркулирует, адреналин. Вам уже всё не почем, идите, сворачивайте свои горы. Только летать нужно на закате, так романтичнее…