По поверьям древних славян, если провести масленичные дни скучно, то и следующий год будет неудачный. Ведь только хорошо отдохнув и вволю повеселившись, можно хорошо и плодотворно поработать. А это означает, что урожай будет богатым.
Славянские традиции и обряды у гостей из‑за границы вызывают недоумение. Это вполне объяснимо – далеко не каждый современный русский побежит прыгать через костёр или будет гадать, используя валенок. Но, так или иначе, приезжие не упускают возможности познакомиться с традиционными обрядами страны, где они живут.
Так в музее народной культуры для гостей приготовили фольклорно-игровую программу, чтобы максимально достоверно погрузить пришедших в традиции русского народа.
Студент Мухамед Эльарган приехал в Белгород из Марокко в прошлом году и прежде не знал о существовании масленицы. С трудом скрывает улыбку, когда слышит слова: «зять», тёща» и «кум».
«У нас разные языки, и эти слова, кончено, немного забавные. Нам сегодня показали ваши древние наряды, и они очень странные. Вы очень шумно отмечаете праздники, и мне это понравилось. Я много записал на видео, чтобы показать родственникам. Думаю, им будет интересно», — отметил Мухамед.
В понедельник начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
— «Из чего можно сделать блины», – спрашивают у студентов ряженые.
— «Из молока, яиц, рыбы и мяса», – смело предполагают студенты.
— «Рыба, мясо и многое другое – это начинка блина. Эти продукты не входят в состав самого блина», – объясняют ведущие и демонстрируют блины с пылу с жару, угощая гостей.
Вторник — заигрыш — посвящали молодёжи. В этот день устраивали народные гулянья. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с ледяных гор.
Молодым людям в этот день было важно показать все свои таланты и умения. Потому что такие игры были своего рода сватовскими. Молодёжь приглядывалась к другу.
Чтобы показать на деле, как русские умеют веселиться, ряженые собрали всех гостей, чтобы сыграть в старинную игру «Солнечный круг». В центре круга стоит ведущая. Она раскручивает валенок на верёвке, а играющие должны успеть перепрыгнуть через него. Кто не успел, тот выбывает, игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Ещё одним развлечением стало перетягивание каната. Здесь попробовать свои силы вызвались абсолютно все представители сильного пола.
Многие молодые люди на масленичных гуляниях находили себе пару. Древние славяне очень серьёзно относились к свадьбе. Первым этапом было сватовство, об этой традиции гостям тоже рассказали подробнее.
«Первой к невесте домой приезжала сваха, которая являлась самым главным человеком свадебного действа. Сваха проводила первую встречу с отцом и матерью будущей невесты и узнавала, какое приданное есть у невесты. Также одной из главных обязанностей свахи было убедить семью невесты, что представляемый жених самый подходящий вариант», — рассказали в музее.
Иногда сваха самостоятельно искала подходящую невесту для жениха. В таком случае встреча будущих молодожёнов проходила у свадебного алтаря. Вместо знакомства будущему жениху и невесте сваха рассказывала про внешний облик и человеческие качества друг друга.
После переговоров свахи и родителей невесты назначалась дата сватовства, естественно, если сваха убедила родителей невесты в необходимости выбора данного жениха.
«Наши свадебные традиции сильно отличаются. В Сирии самый главный человек в этом деле — мама. Мама жениха приходит в гости и предлагает сына в качестве мужа. Если девушка и родители согласны, покупают кольцо. У нас свадьба проходит в два дня. В первый только близкие семья. А второй день – все остальные. У нас принято делать большой праздник, на который может прийти весь город. Гостей может быть три тысячи человек», — рассказал студент Эльфарес Халлид.
В среду и четверг в дом звали гостей и угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьёв, отсюда пошло выражение «пришёл зять, где сметаны взять». Четверг прозвали «разгуляем», потому что с этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
В пятницу зятья приглашали тёщу в свой дом и угощали вкусными блинами. Особенностью этого дня являлось то, что тёща должна была заранее прислать своему зятю всё необходимое для выпечки блинов, вплоть до сковороды. Зятья стремились показать, какие они хозяйственные.
В субботу невестки приглашали в свой дом сестёр мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощёное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у родных и знакомых прощения за обиды, накопившиеся за год.