Молодые люди в разных регионах России могут говорить по‑разному с использованием своих специфических выражений. Часто к ним примешиваются местные обычаи, традиции, мода. Это всё и есть некий уникальный культурный код.
Интерес к языку современных людей сейчас особенно яркий. На платформе «Другое дело» появился проект «Подслушай незнакомца». То есть в России появится карта языка, на котором говорит молодое поколение. В этом помогают сами молодые люди. Они присылают фразы, услышанные именно в их регионе.
Мы тут узнали, что молодые жители Тюмени говорят: «НикогдА не говори «нЕкогда», а Санкт-Петербурга: «Время летит, как чайка за хлебом». «Если это твои глаза такие голубые, а не линзы, то я готов в них утонуть», – такое подслушали в Железногорске. Во Владивостоке считают: «Кажется, книга знает больше, чем я». В Москве философски рассуждают: «Полтретьего ночи. Меня укусила муха-трудоголичка».
А какие фразы можно услышать от белгородцев? Всем известное: тремпель, ну шо, дорого богато и многое другое. На язык молодых людей влияет и мода, сейчас от любого школьника можно услышать фразы: кринж, лойс, изи. Не каждый поймёт, значение, но сейчас такая реальность.
Мы попросили учителей-участников Всероссийского форума классных руководителей рассказать, какие фразы они слышат от школьников, и как они их понимают.
Учитель начальных классов старооскольской гимназии №18 Оксана Коломникова:
«Часто слышу выражение в разговоре учеников «сегодня домашка или задание на изи». Иногда употребляют в общении друг с другом слово «кринж», но чаще заменяют его словом «стрём или стрёмный». А ещё дети говорят иногда «на лайте».
Заместитель директора школы №29 Белгорода Юлия Белкина:
«Рофл, скам (скамить), чилить, вайб (не путать с вейбом), мерч, кекать — да, да, есть такое словечко у школьников, причём значение вполне приличное. Катка, пруфы или слит. И многое, многое другое. Знаю значение всех современных слов, так как у меня двое детей подростков».
Учитель иностранного языка в старооскольской школе №24 Арина Черных:
«Я учитель иностранного языка средней школы, поэтому в основном я понимаю, о чём идёт речь. Соглашусь с коллегами и добавлю, что часто слышу от своих ребят такие словечки и выражения, как: «какой‑то трэш», «душный человек», «чилим на перемене», «это моя лпэшечка», «ситуация огонь», а вместо тысячи они используют «ка». На самом деле, мы слышим эти фразы каждый день, они уже и слух не режут, если честно».
Учитель начальных классов старооскольской школы №6 Елизавета Мальцева:
«Я работаю в начальных классах, дети ещё маленькие — 2 класс — поэтому они практически не используют сленг. Но вот недавно на уроке математике услышала такую фразу от ребёнка «я сейчас покажу «лайфхак» как быстро вычислить ответ».