Департамент здравоохранения области и благотворительный фонд «Выход в Белгороде» организовал на базе НИУ БелГУ обучение врачей-специалистов по вопросу ранней диагностики расстройства аутистического спектра среди детей. Цель трёхдневного семинара — рассказать об основных ошибках как родителей, так и медиков.
«Проблема есть. И она не на местном, а на федеральном уровне. Недостаточно знаний о вариантах отклонений у врачей практического звена, первичного звена, врачей поликлиник, педиатров, детских неврологов, логопедов. Эти знания касаются не только аутизма, но и других различных задержек в развитии. Вопросы белгородские медики задают, по существу. Это свидетельствует о том, что люди готовы работать», — рассказала перед началом обучения доктор медицинских наук, руководитель отдела детской психиатрии в институте им. Сербского Анна Портнова.
Аутизм — проблема не новая. Этим расстройством страдают многие, но говорят об этом вслух не все. В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Установлено, что синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Психиатры, специализирующиеся на этой патологии, в один голос говорят: главная проблема аутизма – его поздняя выявляемость. Некоторые родители просто не обращают внимания на изменения в ребёнке, вовремя не ведут малыша к врачу.
«Если ребёнок не всегда откликается на имя, родители думают: а что тут такого? Задумчивый. Если речь не формируется как надо, родители связывают это с тем, что в семье все начали говорить поздно, и можно ещё подождать. На самом деле это звоночки, на которые обязательно нужно обращать внимание и вовремя обследовать ребёнка», — говорит доктор Портнова.
«Внимание нужно обращать на деятельность малыша. Должно насторожить, если ребёнок начинает играть не игрушками, а предметами неигрового значения: палочками, коробками, отходами, а игрушки его не интересуют», — отмечает заместитель главного врача московского центра патологии речи и нейрореабилитации Ольга Серебровская.
«Отсутствие стремления общения со сверстниками – это тоже звоночек. Ребёнок может сторониться детей, может вести себя агрессивно. Может также не распознавать живые или неживые объекты. К неживым может относится внимательно, а к живым пренебрежительно», — уточняет Ольга Серебровская.
Специалисты констатируют — огромное количество нарушений в сфере речевого, интеллектуального и о эмоционального развития не всегда получают правильную трактовку. Родители умалчивают проблемы в семье, а врачи на местах не всегда обращают внимание на поведение малыша.
«Раньше диагностикой занимались только психиатры. А психиатры, естественно, поздно встречаются с ребёнком. Выявить можно намного раньше. Основная задача нашего обучения как раз нацелить первичное звено не упустить из внимания эти симптомы и помочь ребенку развиваться», — объясняет Ольга Серебровская.
Это большой совместный проект подразумевает не только обучение. Все поликлиники области получают информационные материалы, буклеты, пособия для врачей и опросники для родителей.
В конце февраля запланирован второй этап с применением международного диагностического инструментария. В рамках проекта закуплено три комплекта специального оборудования, которое поступит в детскую областную больницу, центр восстановительного лечения и детскую больницу в Старом Осколе.
В этих учреждениях углублённую диагностику будут вести 30 специалистов. Полученный опыт планируют распространить по всему региону.