За один урок научить чему‑то невозможно, признаёт Олег Кравченко, и это не основная цель. Самое главное, по мнению руководителя управления развития инфраструктуры цифровой экономики, – знакомство с IT-технологиями, их видами и применением в современной жизни. Главная задача представителоей IT-отрасли — «зажечь» школьников.
«Для тех школьников, которые уже «варятся» в этой теме, некоторая наша информация не новость. Будем откровенны, цель этого урока – культивирование современных «айтишных» тематик среди молодёжи. Это делается для того, чтобы привлечь больше учеников, которые планируют сдавать информатику, и в последствии получать на ЕГЭ достойные баллы. Также мы готовим кадровый резерв. Наша цель поддержать всех школьников, которые проявляют заинтересованность к IT-технологиям, и в дальнейшем оказывать им всяческую поддержку», – рассказал «Открытому Белгороду» Олег Кравченко.
Урок проходил скорее в формате «вопрос-ответ». Вопросы от учеников сыпались не прекращаясь. Так, один из учеников привёл в пример запуск онлайн-магазина в США, в котором не работают люди.
«Человек добавляет что‑то в корзину, и нейросеть видит, что именно. Это работает, даже в случае возврата товара», — поделился знаниями один из учеников.
«А теперь обратите внимание, как у нас всё происходит в гипермаркетах? Возможно, благодаря новым технологиям, уже завтра вы не будете стоять седьмым в очереди на кассе», — констатирует Олег Кравченко.
По его словам, технологии помогают не только в быту. Сделать городскую среду ещё более комфортной – тоже задача айтишников.
«Мы хотим упростить жизнь людей от лишней работы. Например, у вас не работает принтер. Вы описываете в определённой программе проблему наводящими шаблонными вопросами, робот сам помогает определить, что же с принтером не так. И не нужно вызывать айтишника с другого конца города, потому что уборщица просто выдернула провод из питания. Мы избавляемся от рутинной низкоквалифицированной нагрузки», — объяснил Олег Кравченко.
И в области уже есть серьёзные наработки в этой сфере. Например, проект «Умный Белгород», который сегодня активно внедряют в сферы транспорта, безопасности и культуры. По мнению разработчиков, проект сам обеспечит обмен данными между всеми системами города и подготовит все необходимые документы, выслав их человеку почтой или предложив зайти за готовым сформированным пакетом.
И подобные технологии работают сегодня. Например, в интеллектуальной транспортной системе региона уже больше 100 комплексов фото- и видеофиксации, а также 21 умная видеокамера, которые определяют закрытый чем‑либо номер автомобиля-нарушителя. А пилотные программы по работе систем весогабаритного контроля позволили области войти в число лидеров в стране по их эксплуатации.
«Если рассмотреть все сферы деятельности человека, то они все заменяемы. Какая сфера деятельности, по вашему мнению самая сложнозаменяемая?» — интересуется один из учеников.
«На мой взгляд, это прежде всего учитель. Так или иначе работа учителя – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Он должен видеть, кому интересен материал, а кому нет. Даже в медицине сейчас идет тенденция к тому, чтобы в некоторых случаях система принимала решение или способствовала принятию решения врачом. Допустим, звонит человек в скорую, называет своё полное имя, и система уже загружает в систему данные обо всех болезнях, аллергиях пациента. Исходя из этих данных можно сразу предположить возможный сценарий», — отвечает Олег Кравченко.
«Будут ли в ближайшее время в вузах появляться факультеты, направленные на обучение на новые IT-специальности?», — снова звучит вопрос из класса.
«Сейчас на базе БГТУ мы обучаем учителей информатики новым направлениям, о которых бы они могли рассказывать на уроках. Если мы до сих пор будем рассказывать про устаревшие базовые программы, мы к искусственному интеллекту будем очень долго идти. Я не спорю, что должны быть эти базовые вещи, но нужно учить тому, что, как минимум, сейчас востребовано. Все зависит от вас, дерзайте, давайте выдвигать больше инициатив», — отметил замначальника регионального департамента цифрового развития.