В России открыто 42 000 школ, из которых 26 000 — сельские. А в них работают 470 000 учителей, треть из которых — люди предпенсионного или пенсионного возраста.
«На плечах учителей лежит будущее страны, я не устану это говорить. Потому что сегодня это дети, а завтра — народ. Именно в наших с вами руках учителей лежит то самое будущее, которое сегодня приходит в наши классы», — рассказывает министр просвещения РФ Ольга Васильева.
В России 23% учителей перешли пенсионную черту, а ещё 19% приближаются к пенсионному возрасту. Молодых учителей же процент минимальный — 5,9%. Задача министерства — решить эту проблему и увеличить количество молодых педагогов в школах. И здесь важных пункта два: возрождение наставничества и увеличение часов университетской практики.
«Лучшими наставниками могут быть только те педагоги, за плечами которых большой трудовой и, главное, жизненный опыт».
Ежегодно в вузы на бюджетные места педагогических специальностей поступают 73 647 человек. Но до последнего курса доходит только половина из них, по словам министра просвещения РФ. Из них 30% в итоге преподают в школе. И это при статистике HeadHunter, что 80% россиян работают не по профилю полученного образования.
«Причины самые разные, и я глубоко убеждена, что не надо всё переводить в материальное благополучие. Это не про то, — рассуждает Ольга Васильева. — Я считаю, что нужно вернуть сейчас тот объём практики, который был когда‑то у нас. Они просто боятся идти в школу».
Помимо привлечения молодых кадров в сельские школы важно оставаться востребованными уже работающим учителям. Для этого министерство нацелено возродить постоянную профессиональную переподготовку, которую педагоги будут проходить каждые три года. Она поможет в формировании системы наставничества и росту качества школьного образования.
«У нас методическая служба разрушена. Говоря сегодня о наставничестве, мы должны понимать, что оно должно стать не просто разговором, а реальной системой. Поэтому мы должны дать новое дыхание методической службе. Я убеждена, что можно сделать очень много, если есть правильный подход и организована системная работа».
Бумажный бюрократизм в школе перейдёт в онлайн, но не в полном объёме. На федеральном уровне прорабатывается закрепление за педагогами четырёх документов, которые заполняются электронно. Это рабочая программа, календарно-тематическое планирование, электронные журнал и дневник.
«Уже сейчас на заключительной стадии согласования находится изменение в федеральный закон «Об образовании», где этот перечень документов чётко прописан», — комментирует Ольга Васильева.
С января 2020 года в России запускается программа «Земский учитель». По правилам, если педагог уезжает преподавать в школу в сельские населённые пункты и малые города, он получает единоразовую денежную выплату в 1 000 000 рублей. А если поедет в регионы Дальневосточного федерального округа, то даже больше — 2 000 000 рублей.
Участвовать могут не только молодые учителя: возраст участников программы ограничен 55-ю годами. Уехать можно не с нуля, а уже с опытом преподавания в городской школе.
Налогом сумма не облагается — человек получает её в полном размере.
«Мы хотим, чтобы наши дети — а у нас на селе проживают 26 млн человек — имели равный доступ к качественному бесплатному образованию. Я очень хочу, чтобы каждый школьник в Российской Федерации смог посетить Эрмитаж, Русский музей, но это не всегда возможно. Но на платформах «Российская электронная школа» и других региональных можно провести с каждым учеником экскурсию в виртуальной реальности. Это единственная возможность для ребёнка узнать что‑то новое вне зависимости от территориальной принадлежности».
По словам Ольги Васильевой, запущенный на федеральном уровне проект «Точки роста» уже помог российским школам шагнуть навстречу цифровому прорыву.
Цифровую образовательную среду также помогает развивать проработка нескольких факторов. Прежде всего, обеспечение должной инфраструктуры, а также наличие скоростного беспроводного интернета. Способствует цифровизации и автоматизация процессов, переход на электронный документооборот.
«Цифра — это инструмент. Как когда‑то изобретение паровой машины перевернуло мир, так сейчас цифровизация вокруг нас его меняет».
Задача, стоящая перед современными учителями, — научить детей учиться.
«У нас идут разговоры об успешности, но при этом никто не говорит, что чтобы быть успешным, нужно пахать. Нужно трудиться и учиться. И когда я слышу от родительского сообщества: «Я его привела, я его вам отдала», я всё время говорю: «Дорогие товарищи, есть права и обязанности этой и другой стороны. У нас есть общественный договор. Мы можем совершенствовать то, что вы нам привели, но без родителей, совместного союза, никакого результата не будет», — объясняет Ольга Васильева.
Учителю необходимо заинтересовать ребёнка учёбой, потому что без этого качественного итога не будет. Современному педагогу важно учитывать это в работе.
«К интересу ведёт, прошу прощения, труд. А к труду мы должны привыкать с тех пор, как родились».