Необходимо внести изменения в законодательство для создания новой модели аспирантуры. Такое заявление сделала руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва. По её словам, молодые учёные должны получить возможность реализовать свой потенциал, иметь возможность свободно проводить исследования – это поможет популяризировать науку.
«Новая модель должна предполагать более высокую мобильность учёных — как внутри России, так и международную. Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. Это повысит интерес молодежи к научной деятельности», — заявила Шмелёва.
Также она заявила, что жёсткие требования Федеральных государственных образовательных стандартов мешают развиваться науки и реализовываться молодым учёным. По статистике, только 9% аспирантов защищают диссертацию в срок. Есть стандарты, которые не позволяют студентам сосредоточиться на научном исследовании — на них лежит и другая нагрузка, в том числе педагогическая и учебная.
«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», — отметила Елена Шмелева.
«Открытый Белгород» решил узнать, почему белгородцы пошли или не пошли в аспирантуру и что они вообще об этом думают.
Виктория, 26 лет
«Я не пошла в аспирантуру, потому что не вижу в ней необходимости. Для работы мне не нужно быть кандидатом наук или расти ещё куда выше, моему работодателю достаточно просто моего диплома о высшем образовании. Идти для себя и знаний? В магистратуре мне преподавали то же самое, что и на бакалавриате, только под другими названиями предметов. Плюс, это же деньги. Если бы было больше бюджетных мест, я бы подумала, но это не точно».
Эльмира, 27 лет
«Изначально не планировала поступать в аспирантуру. Но так как работала в университете, решила попробовать поступить на бюджет. Сдала экзамены и прошла. Обучение чаще всего проходило в онлайн-формате, поэтому я могла выполнять задания в удобное для меня время. Три года пролетели, даже дважды удалось получить стипендию губернатора и один раз – стипендию «Лучший студент года». Пока не планирую выходить на защиту диссертации, потому что это не повлияет на мою зарплату. Что будет дальше – время покажет».
Юлия, 29 лет
«Решила не идти в аспирантуру, потому что научная деятельность никогда не была мне близка. Хотелось быстрее применить полученные навыки после окончания учёбы.
Ирина, 25 лет
«Не видела смысла продолжать научную деятельность, не уверена, что это мне нужно, особенно с небольшим выбором вузов, которые готовят достойные кадры. Аспирантура — это больше про науку, во всех её смыслах, даже если и хочется реализовать потенциал, не уверена, что это возможно в современных реалиях».
Александр, 31 год
«Я работал с первого курса бакалавриата, и аспирантуру рассматривал как возможность с научной стороны осмыслить всё то, что приходилось делать на практике — во время работы на телевидении. Но в жизни аспирантура оказалась совсем не тем, о чем мы привыкли читать в книгах и смотреть в советских фильмах. Это уже давно не про романтику в науке. Сегодня это стопки не имеющих отношения к действительности отчетов аспирантов, гранты ради количества и участие в конкурсах и конференциях ради формальных минимальных требований для допуска к экзаменам и другим “контрольным точкам„. Конечно, не каждый осилит этот путь. Я окончил аспирантуру, сдал выпускные экзамены, но до написания диссертации и уж тем более её защиты руки так и не дошли».
Предложения Елены Шмелёвой должны исправить положение дел. Этому может поспособствовать и то, что с 1 сентября вступили в силу изменения в закон «Об образовании», в соответствии с которыми программы аспирантуры не будут больше проходить аккредитацию, вместо ФГОС разрабатываются федеральные государственные требования.
Вдобавок, требуют изменений и подходы к аттестации аспиранта — кроме привычных кандидатских экзаменов программы аспирантуры должны предполагать проведение регулярной научной аттестации, цель которой — контроль за выполнением индивидуального плана научной работы.
«Кроме того, для исследовательской работы аспирантов важно сотрудничество с индустриальными партнерами. Апробация научных результатов тоже должна стать элементом новой модели аспирантуры», — заключила Шмелёва.