Термин «овербукинг» всё чаще мелькает в лентах соцсетей заядлых путешественников. Слово, смысл которого понятен далеко не всем, тем не менее, нагоняет страх на большинство туристов, которые собираются покорять новые горизонты, путешествуя самолетом.
«Если вы столкнётесь с овербукингом, то можно быть уверенным на 90–95%, что ваша поездка пришлась на пиковые даты. Я лично, несмотря на свой опыт, два раза сталкивался с овербукингом, поэтому застраховать себя на 100% и быть уверенным, что с тобой этого никогда не произойдёт, нельзя. Нигде и ни при каких обстоятельствах. Но быть готовым к овербукингу стоит. Главное, понимать, что пиковые даты – это всегда повышенный риск того, что может случиться овербукинг».
Овербукинг – достаточно распространённое явление в современном туризме. Столкнуться с ним можно при бронировании билета при авиаперелётах, а также в гостиницах. В дословном переводе овербукинг обозначает «сверхбронирование», то есть буквально — это продажа большего количества мест, чем на самом деле есть в самолёте или отеле.
Овербукинг является своеобразной страховочной подушкой для компаний. Продавая «запасные» билеты, они, таким образом, могут обезопасить себя от пустующих мест и компенсировать убытки при поздней отмене бронирования.
«По статистике авиакомпаний, каждый человек хотя бы раз в жизни опаздывал или не приезжал в аэропорт по каким‑либо причинам. На каждый рейс, как правило, не приходит 2–3 туриста. Соответственно эти два-три билета и продадут ещё раз», — объясняет Александр Халаимов.
Чаще всего такая ситуация, как заявляет директор турагентства, происходит именно в пиковые даты, когда все места начинают бронироваться задолго до поездки, а спрос на конкретные направления продолжает расти в геометрической прогрессии. В этот период в большинстве случаев туристы и сталкиваются с неприятной новостью о повторной продаже их места.
«Многие туристы интересуются, как понять, что наступил пиковый период. У каждой страны, курорта, города – это свой, индивидуальный промежуток времени. Например, для Турции – пиковый сезон начинается где‑то в середине лета и завершается в конце сентября. Как раз в это время вполне вероятно, что в отелях, на которые высокий спрос, вы можете столкнуться с овербукингом. То же самое касается и авиаперелётов», — подчёркивает Александр.
Также в зону риска всегда попадают даты национальных праздников, фестивалей и другие подобные события, который носят массовый характер.
Несмотря на то, что большинство путешественников при упоминании овербукинга настраиваются лишь на худшее, по мнению опытных туристов, эту ситуацию всегда можно обратить в свою пользу.
Если турист сталкивается с овербукингом при авиаперелёте, то, как правило, есть несколько сценариев развития событий:
— Вам предложат перелёт в бизнес-классе на этом же рейсе.
— Рейс, которым полетите Вы, будет назначен на следующий день, вам же в качестве компенсации предоставят ваучеры на питание, гостиницу и трансфер.
— Полёт, несмотря на овербукинг, состоится в тот же день, но другой авиакомпанией.
Если овербукинг происходит в гостинице, и вас ставят перед фактом, что номер, который вы выбирали несколько недель и бронировали вперёд за полгода, уже занят, то у этой ситуации также есть несколько решений:
— Скорее всего, вам предоставят номер более высокой категории, чем бронировали вы. В таком случае у вас появляется вполне реальная возможность вместо выбранного стандарта отдохнуть в полноценном люксе.
— Если в вашей гостинице не осталось ни одного свободного номера, то вас могут переселить в соседний партнерский отель.
— Самый негативный вариант развития событий – недобросовестные владельцы отелей откажутся селить вас. В таком случае, следует знать, что деньги в подобной ситуации всегда возвращаются туристу!
«Два раза я сталкивался с овербукингом при бронировании номеров в отелях. Но каждый раз ситуация оборачивалась в мою пользу и по итогу я отдыхал в отеле или номере более высокой категории. Поэтому не стоит считать, что овербукинг означает, что ваш отдых окончательно испорчен. Да, изначально это новость вызывает неприятные ожидания, но впоследствии всё решается в пользу туриста», — рассказывает директор турагентства.
«Если именно вам перепродали билет на одно из мест в самолёте, а вы не особо спешили и пришли на регистрацию рейса в числе последних, то 100% овербукинг коснётся именно вас, а не второго пассажира. В нашей практике однажды такая ситуация произошла. Туристы не спешили в аэропорт, считая, что им там нечего делать, и они не опоздают, если приедут за полчаса до вылета. В итоге купленные места естественно пропали», — объясняет Александр Халаимов.
По словам директора турагентства, в случае с авиабилетами можно существенно снизить фактор риска, если следовать нескольким правилам:
1.Старайтесь минимизировать случаи, связанные с покупкой «горящих» билетов. Чаще всего именно они и оказываются овербукинговыми.
2. Приезжать в аэропорт как можно раньше, часа за 2–3 до начала регистрации.
3. Регистрироваться на рейс через онлайн-сервисы авиакомпаний. Чаще отказывают в посадке тем, кто регистрировался в аэропорту последним.
Что касается отелей, то здесь опытные путешественники дают лишь один совет: «Бронирование номера не является гарантом того, что вас не настигнет овербукинг. Поэтому несколько раз — за несколько дней и накануне приезда — уточняйте, всё ли в порядке с вашей бронью и действительна ли она».
Знайте, что у вас есть свои права и вас не могут просто оставить без перелета или номера, который вы приобрели, заплатив деньги.
Пока, к сожалению, нет. Однако Общероссийский народный фронт уже повторно внёс на рассмотрение властей законопроект об овербукинге. Активисты ОНФ намерены добиться введения административного штрафа за сверхпродажу авиабилетов в размере от 50 до 100 тыс. рублей и до 200 тыс. рублей за повторную продажу.
Кроме того, предлагается ввести штраф в отношении менеджеров, которые несут ответственность за продажу билетов. В случае принятия законопроекта нарушителей обяжут выплачивать штрафы в размере от 10 до 15 тыс. рублей. Повторное нарушение увеличивает сумму штрафа в два раза.