Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:54, 22 февраля 2019 Город

Без нравоучений и отметок. Как обучить ребёнка скорочтению в Белгороде

«Открытый Белгород» отправился на занятие в клуб развития «Умный кит» и узнал секреты развития детских талантов.

Автор Анастасия Батухтина

Перед занятием на входе в аудиторию встречает молодой преподаватель клуб развития «Умный кит» Инна Жукова. Она молода на вид, но опыта специалисту не занимать. 

О клубе и занятиях

Каждый этап взросления ребёнка очень важен и предполагает приобретение определённых навыков, умений и знаний, говорит Инна. По её словам, клуб создан для того, чтобы помочь детям в процессе их всестороннего развития, преодоления страхов и адаптации к новым условиям — будь то детский сад, школа или различные секции.

«Мы занимаемся с детьми от 4 до 17 лет. Хотя в мою группу в декабре прошлого года пришёл мальчик, которому всего 3,5 года, и он уже учится читать. С малышами занимаемся по программе подготовки к школе, курс для подростков называется «Скорочтение, развитие памяти и интеллекта». Также в нашем клубе есть программы по английскому и русскому языкам, каллиграфии», — рассказывает преподаватель.

В клубе очень тесно работают с гиперактивными деться. Как отмечает Инна, гиперактивность — это не прихоть избалованного ребёнка, это данность, с которой следует работать. В обычной школе на таких детей попросту ругаются. Педагог уверена — к каждому просто необходимо найти свой подход. Причём в клубе есть педагог, который работает с детьми-аутистами. Для таких ребят составляют индивидуальную программу. И тогда «особенные» ребята тоже добиваются больших успехов.

«Конечно же, самое главное заключается в том, чтобы каждый ребёнок добился успеха в меру способностей и возможностей. Наш клуб — не школа, здесь нет красных ручек и плохих отметок. Дети сами записывают свои результаты в таблицы и наблюдают за тем, как сами же бьют свои рекорды. За каждый «рекорд» они получают наклейку, которую клеят себе на рабочую тетрадь. В конце года мы проводим награждение тех ребят, которые больше всех собрали таких наклеек. Безусловно, этот дух азарта стимулирует их к ещё большему труду», — рассказывает о процессе обучения Инна Жукова.

И упор в клубе, по словам педагога, делают на творчество. Постоянная смена деятельности не даёт воспитанникам заскучать. В среднем на полуторачасовом занятии проходит до 50 упражнений, которые занимают не более трёх минут. В перерыве детям предлагают разные игры, направленные на совершенствование их речи.

Упражнения, которые помогут овладеть скорочтением и научат мыслить логически

Методик обучения огромное количество. Некоторые в клубе разрабатываются самостоятельно разрабатываем сами, но и не исключают проверенные упражнения.

Таблицы Шульте

Это таблицы в форме квадрата со случайно расположенными в них цифрами. Нужно смотреть в середину этого квадрата, и попытаться боковым зрением посчитать по порядку цифры. Это помогает развитию периферического зрения, концентрации внимания, что очень важно при обучении скорочтению. Такое умение позволяет «захватывать» предложение целиком.

Игра в прятки

Специальная игра тоже развивает скорость концентрации. У ребят в рабочих тетрадях есть слова, написанные в столбик. Преподаватель называет столбик и слово, а ученики должны его найти и назвать, какое оно по счёту от начала.

Схожее с игрой – классическое упражнение «Поиск слов» — нужно найти слово среди сплошного набора букв.

Закономерности и примеры

Для развития логических способностей используются упражнения на память, например, «Закономерности». Здесь нужно запомнить все картинки и найти повторяющиеся, но с одним изменением — картинки расставлены строго в каком‑либо логическом порядке: ромб, отсечения и так далее.

«Также мы даём задания на счёт. Ребенку десяти лет в минуту нужно решать 50 примеров, а взрослому — все 70. Мало кто из нас с этим справится, верно? Для нас главное развить не какую‑то одну способность, а воспитать грамотно мыслящего человека», — объясняет преподаватель.

Ассоциации и шрифты

Ещё одним важным направлением является развитие вариативности мышления. Детей учат находить ассоциации, шифровать текст в символы и мыслить картинками. Для чего это нужно?

«К нам однажды пришёл взрослый 17-летний парень, отзанимался восемь месяцев и пошёл учиться в университет. Он рассказывает, что эти знания помогают ему шифровать свои же рефераты и доклады, выступать на публике, не забывая свою речь», — приводит пример Инна Жукова.

Научить фантазировать

Очевидно, что в школе дети не могут получить всех этих знаний и навыков, констатирует Инна Жукова. Иначе бы подобные клубы по всей стране просто не появлялись бы. Спрос здесь и правда стимулирует предложение. И не одно.

«Детям тяжело фантазировать, потому что в школе их учат шаблонно мыслить: прочитал, пересказал и тут же забыл. Наша задача помочь им не просто быстро читать или хорошо считать, а думать и анализировать. Мне кажется, это благая цель», — уточняет педагог.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×