Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07:15, 27 сентября 2018 Земляк дня

Владимир Полиевктович Костенко: Во славу русского флота

Братья Костенко вошли в историю российской науки и техники. Старший Владимир Полиевктович – знаменитый создатель кораблей и судостроительных заводов. Его технические идеи опередили своё время.

Родился Володя 20 сентября (8 по старому стилю) 1881 года в селе Великие Будища на Полтавщине. В 1892 году поступил в первый класс Белгородской мужской классической гимназии. Из восьмого класса он вышел с золотой медалью.

На рубеже XIX–XX веков российский военный флот быстро рос, ему требовалось всё больше обученных технических специалистов. Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте не считалось сословным или привилегированным, но конкурс на кораблестроительное отделение в 1900 году был высок. Владимир Костенко прошёл первым в списке.

На занятиях Владимир был в своей стихии: он обладал большой эрудицией, знал водоизмещение, бронирование, вооружение, скорость многих судов. Товарищи по училищу уважительно называли его корабельной энциклопедией. После блестящей защиты выпускной работы‑проект броненосного крейсера, который мог успешно противостоять новым японским крейсерам типа «Асама» ‑Владимир Костенко был направлен на достройку броненосца «Орёл». Корабль должен был войти в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формирующейся для участия в Русско-японской войне. В Порт-Артур Костенко отправился на «Орле» в должности корабельного инженера.

27–28 мая 1905 года «Орёл» вступил в бой у острова Цусима. Один за другим гибли наши корабли. Не менее 140 японских снарядов попало в «Орла». Но инженер и его помощники впервые в мире в боевых условиях применили систему быстрого выравнивания крена, и корабль, один из немногих, остался на плаву. Истерзанное судно стало добычей врага, экипаж был взят в плен. Владимир Костенко – единственный из корабельных инженеров, кто уцелел в этой битве.

Во время похода 2-й Тихоокеанской эскадры Владимир Костенко подружился с баталёром (военнослужащий, ведавший выдачей команде вещевого довольствия, съестных припасов и вина) Алексеем Новиковым, служившим на «Орле». Им обоим суждено было пережить Цусимское сражение и японский плен. В 1930-х Новиков (под псевдонимом Новиков-Прибой) прославился как автор исторической эпопеи «Цусима». При создании текста он пользовался дневниками Владимира Костенко. «В.П. Костенко, с которым я плавал на броненосце “Орёл„, оказался как герой настолько необходим для моей книги, что, если бы его не существовало в природе, то пришлось бы такого выдумать», – отмечал литератор позже. Но наш земляк в сталинские годы окажется вне закона как враг народа. Поэтому в романе он представлен под именем инженера Васильева.

Интересный факт

В июле 1909 года Владимир Полиевктович оказался по долгу службы в Великобритании, на верфи компании «Харленд энд Вулф» (город Белфаст). Здесь он ознакомился с моделями строившихся там трансокеанских лайнеров «Олимпик» и «Титаник». При этом Костенко заметил существенное конструктивное упрощение – ослабление системы непотопляемости. Он попытался обратить на это внимание директора компании Карлейля: «Поймите, одна небольшая пробоина, и “Титаника„ не станет». Но замечание российского инженера сочли некорректным и никак не прореагировали на него.

В жизни Владимира Костенко было всё: государственные награды и высокие посты, обвинения во вредительстве и ссылки… Подробнее о жизни выдающегося конструктора читайте в томе «Знаменитые земляки. Братья Костенко». Ряд материалов публикуется впервые.

Следующий обзор будет посвящён среднему брату – Василию Костенко.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×