Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:19, 25 октября 2018 Земляк дня

Степан Аникиевич Дегтярёв: «Учитель концертов»

Его судьба противоречива и полна драматических контрастов. Современники называли его русским Гайдном, ставили его гений вровень с Моцартом и Бетховеном. Его музыка звучала на театральных подмостках и под сводами храмов.

Имя композитора как создателя первой отечественной оратории вошло во все учебники по истории русской музыки. Но в то же время в его биографии остаётся множество белых пятен. Большая часть его сочинений пропала – по преданию, была в тяжёлую минуту сожжена им самим. Ему было дано изведать и бездну отчаяния, и высокие взлёты вдохновения.

Степан Аникиевич Дегтярёв родился в 1766 году, однако точная дата нам не известна. Не сохранила история и имя его матери. Вообще достоверных сведений о биографии музыканта очень мало. Даже фамилия его в документах воспроизводилась по‑разному: Дехтерёв, Дехтерёв, Дегтярёвский. Зато доподлинно известно место, где он появился на свет. Это слобода Борисовка Грайворонского уезда тогдашней Белгородской губернии, «край аистов, дубрав и лилий», как говорим мы сегодня. В те времена сказали бы по‑другому: Борисовка – часть обширных земельных владений графа Петра Борисовича Шереметева. Ему и принадлежала крепостная семья Дегтярёвых, в которой музыкально одарены были и старшая сестра Стефанида, и младший брат Евдоким. Средний, Степан, к семи годам успел поучиться в борисовской певческой школе и пел в местном церковном хоре.

В возрасте восьми лет Степана и сестру увезли в подмосковную усадьбу Кусково и зачислили в школу при крепостном театре. Чуть позже туда примут и меньшого. Чтобы родители охотнее отпускали детей в ученье, Шереметев обычно назначал им компенсации или награды.

Театр Шереметевых в Кускове, где оказался юный Степан Дегтярёв, выделялся среди прочих своим высоким художественным уровнем. Здесь крепостной отрок отныне должен был усердно учиться и трудиться, привыкая к новым условиям. Здесь он впервые вышел на сцену в девятилетнем возрасте.

Обычно мальчиков-хористов набирали на несколько лет, а когда у них начинал ломаться голос, распускали по домам. Но Степана оставили, переведя на исполнение преимущественно драматических ролей. Он оказался для шереметевского театра незаменим.

Биографы предполагают, что подающий надежды музыкант в 1780-е годы по воле своих господ поехал, как мы бы сейчас сказали, на стажировку в Италию. Вероятно, он учился в Миланской консерватории. По свидетельству Александра Васильевича Никитенко, нашего земляка, профессора Санкт-Петербургского университета (в прошлом – тоже крепостного Шереметевых), первые сочинения Дегтярёва «доставили ему там почётную известность».

По возвращению в Кусково Степану Дегтярёву немногим за двадцать, и он – гордость шереметевского театра, один из самых образованных музыкантов своего времени. Он владеет итальянским, немецким, французским языками. Играет на гуслях, скрипке, клавесине и фортепиано. Выступает как хорист и солист оперы (тенор). Поручают ему и главные роли.

Когда сольная оперная карьера Степана Дегтярёва завершилась, он остался в шереметевском театре в должности «учителя концертов», а по сути – художественного руководителя. При нём театр и капелла достигли оглушительного успеха.

В обязанности Дегтярёва входил и отбор новых голосов среди юных певцов, привезённых из шереметевских вотчин. Одним из них, кстати, оказался 11-летний Василий Никитенко из слободы Алексеевки. Много позже академик Александр Васильевич Никитенко со слов отца писал: «С благодарностью вспоминал он впоследствии о внимании и ласках, которые оказывал ему знаменитый и несчастный Дегтяревский».

Почему же современники называют жизнь композитора драматичной,читайте в томе «Знаменитые земляки. Дегтярёв».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×