Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:47, 14 декабря 2018 Земляк дня

Станислав Степанович Косенков: самый известный иллюстратор книг Достоевского

Однажды он записал в своём дневнике: «Главное – постоянно держать себя на высокой нравственной ноте в жизни и искусстве. Только так художник-иллюстратор может встать на один духовный уровень с теми великими книгами, которые он переводит на язык графики».

Станислав Косенков родился и до 15 лет жил в селе Рождественка Прохоровского района (ныне Яковлевский район Белгородской области). Ещё до рождения сына мать, учительница начальных классов Евфросиния Ивановна, получила извещение, что её муж, Степан Егорович Косенков, пропал без вести на фронте. О своём отце художник знал лишь по рассказам матери.

Появление военной темы в работах Косенкова объяснений не требует. Ребёнку не было и двух лет, когда на Прохоровском поле решался исход войны в самом страшном в мировой истории танковом сражении. Тему Великой Отечественной мастер раскрывает по‑своему, по‑косенковски. Он не изображает батальных сцен, но говорит о последствиях войны, отражённых в душах людей. Так появляется серия иллюстраций к рассказу Евгения Носова «Красное вино победы», серии «Прохоровское поле» и «Память». Осмысление прожитого, пережитого становится глубинным нервом его творчества.

Почти во всех сериях, циклах, иллюстрациях Косенкова ключевой становится и тема детства. Работы из цикла «Детство» в 1976 году были удостоены диплома Академии художеств СССР.

И жизнь, и творчество графика неразрывно были связаны с книгой: он проиллюстрировал около 50 изданий.

За серию иллюстраций к роману Достоевского «Преступление и наказание» тогда ещё никому не известный художник получает две золотые медали на международных конкурсах искусства книги в Германии (1971) и Чехословакии (1976). В 1973 году Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина приобретает пять гравюр из этой серии.

В 1980-е годы график создает свои лучшие серии, которые были неоднократно отмечены высокими наградами.

В 1982 году Станислав Косенков был удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР»; через год получил поощрительный диплом за книгу «Иван-царевич и Серый Волк» на всероссийском конкурсе «Искусство книги». Государственная Третьяковская галерея приобретает рисунок «Островок». В 1986 году мастер награждён медалью «За доблестный труд»; в 1989 году – дипломом II степени за иллюстрации и оформление книги «Алексей Прасолов. Стихотворения» на всесоюзном конкурсе «Искусство книги», а также первой премией на Международном конкурсе экслибриса в Англии, посвящённом памяти Томаса Бьюика.

Станислав Степанович находит возможность заниматься и общественной деятельностью. В середине 1980-х создает Пушкинское общество в Белгороде, участвует в создании и открытии Пушкинской библиотеки. Теперь всё в его жизни подчинено великому поэту. Художник работает над его ранним произведением – поэмой «Руслан и Людмила», озаряя мучительно найденным жёлтым, солнечным, «моцартовским» светом все 200 листов иллюстраций. Впервые «Руслан и Людмила» иллюстрируется не только как сказка, но как поэма.

Путь художника Станислава Косенкова был труден, стремителен и ярок. Прожив 51 год, он оставил огромное творческое наследие.

С 1995 года в Белгороде в мастерской художника работает Мемориальный музей-мастерская Станислава Косенкова, в центре города установлен памятник, а одна из новых улиц названа его именем.

Подробнее о жизненном и творческом пути Станислава Степановича читайте в томе «Знаменитые земляки».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×