Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:00, 25 октября 2018 Культура

Тайны матрёшек. Что прячется внутри деревянного русского сувенира?

Автор расписных матрёшек Елена Новикова — о том, какие сувениры чаще всего приобретают европейцы, как создать неповторимую деревянную куклу и откуда произошла известная русская игрушка.

Русский народ обожает пересказывать и сочинять мифы: легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем обрастают новыми фактами и подробностями. Так принято. Сложно представить, но с полюбившейся многим матрёшкой случилось тоже самое.

В чём же заключены тайны символа загадочной русской души? Попробуем ответить на этот вопрос с мастером декоративно-прикладного творчества Еленой Новиковой. Её персональная экспозиция будет работать в выставочном зале «Родина» до 4 ноября.

Не бизнес, а ремесло

Елена – яркий представитель творческого сообщества. Это можно понять в первые секунды знакомства – правой рукой мастер подправляет кистью лёгкие недочёты на полотне, левой – придерживает картину. «Спрашивайте, что интересно. Я отрываться не буду, если позволите», — приветствует Елена.

Мастер родилась в Курской области и в 1983 году уехала в Санкт-Петербург. Многие хотят приблизиться к культурной столице. Елена не исключение.

«Шесть лет я проработала художником-оформителем. Занималась, в том числе, волховской росписью досок и подносов. Отличительная особенность этого промысла в „переходном“ мазке, когда один цвет переходит в другой. Работала в доме народного творчества, где был свой художественный совет. В те годы всё серьёзно регламентировалось. Шаг влево, шаг в право, как говорится…Почти по протоколу. В 90-х в Петербурге на матрёшек начался большой спрос, они были на каждом шагу. Я решила попробовать, что это вообще такое», — вспоминает Елена Новикова.

Ради бизнеса? – не можем не поинтересоваться.

«Да какой там», — смеётся Елена. «Конкурентов было много, не пробиться. У них опыт уже был, а у меня просто желание попробовать. Я очень хотела бы показать вам свою первую матрёшку, но она осталась дома. Это, знаете, когда ты понятия не имеешь, как делать что‑то правильно, но делаешь, потому что чувствуешь желание творить. Берёшь её в руки, смотришь и даже не представляешь, какие должны быть правильные пропорции. Как душа скажет, так и делаешь. Сейчас, конечно, с годами появился опыт и чёткое понимание, как это должно быть», — рассуждает Елена.

Так, на время живопись была заброшена. Появилась роспись. Матрёшки захватили весь дом, а Елена днями и ночами вдыхала жизнь в деревянные безликие фигурки.

Совет от мастера для тех, кто подумывает заняться этим кропотливым делом: никогда не приступайте к работе над матрёшкой с плохим настроением, иначе вместо симпатичной, милой девочки у вас может получиться недовольная капризуля, или того хуже. Это Елена знает по собственному опыту.

Европейская экономия

Фигурка за фигуркой — так мастер уже набила руку и начала колесить по выставкам, в том числе и европейским. На ярмарки везла коробки с традиционными фигурками. Позже поняла, что интерес вызывают сюжетные куколки. Иными словам, у каждой игрушки своя история. Вдохновение мастер черпает в русских народных сказках и даже творчестве художников-авангардистов.

«То, что матрёшка должна быть качественной – это для меня главное правило. Мастера бывают разные и не все стремятся довести работу до идеала. Особенно это касается фабрик, где продукция поставлена на поток. Интересно, что европейцы, чаще всего, выбирают недорогие сувениры. Их мало интересует качество. Символ России есть, и это главное. Неважно, что работа выполнена грубо, лак растёкся не равномерно. Главное – цена. Поэтому продать в Европе свои работы сложнее», — говорит Елена Новикова.

Подсмотреть у Малевича

Все люди разные, и предпочтения, соответственно, тоже. Ценители бесспорно есть, но их единицы. В последнее время есть спрос на матрёшек без лица. В Белгород мастер привезла примеры именно таких работ. Эти матрёшки выполнены по мотивам картин Кандинского и Малевича – в основе рисунков используются абстрактные фигуры. Малевич привлекает и своей историей. В 1896 году семья художника переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Практически земляк.

«Это очень здорово, что матрёшки меняются. Я думаю, они живут так долго именно потому что трансформируются, меняют облик и даже предназначение. В Ленинграде, например, в качестве подарка популярен штоф. Скажем так, что это своего рода сейф для сувенирной бутылки. На вид — практически матрёшка, в внутри вас ждёт сюрприз», — говорит Елена.

Если посмотреть на архивные фотографии первых матрёшек в России и сравнить их с теми, к которым мы привыкли, то разница, откровенно говоря, налицо. Раньше эти крохи были весьма простыми в исполнении, сейчас же известно бесконечное множество техник росписи. Более того, в каждом городе эти фигурки разные. Отличаются рисунок, орнамент и ключевые цвета.

Russian or Japanese?

Насколько русской является матрёшка? Этот вопрос всплывает в голове сам собой. Оказывается, Елена тоже не раз задумывалась над происхождением традиционного русского сувенира.

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространённой версии, первая русская матрёшка появилась в московской мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова.

По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии — с острова Хонсю — точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри неё была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок. Ничего не напоминает?

Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Звёздочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал её. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки.

Предполагают, что своё имя матрёшка получила спонтанно — её назвали в мастерской в процессе производства Матрёна, или ласково – Матрёшка. Так и закрепилось.

«Конечно, это только легенда, у которой много белых пятен. Но я в неё почему‑то верю. Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века. В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу», — рассказала мастер Елена Новикова.

На вопрос про количество своих «матрён» мастер с точностью ответить так и не смогла.

«Как мне их подсчитать я не представляю. То, что их у меня дома за 500 – это точно. И даже не спрашивайте, где я их все храню», — со смехом резюмирует мастер.

Кстати, помимо традиционных сувениров гости выставки увидят подносы, разделочные доски, зонты, посуд и аксессуары, покрытые авторской росписью. Тканевые элементы расписаны в технике батика.

 

 

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×