Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:22, 30 ноября 2018 Культура

Взрослые «Жестокие игры»: от противоречий отцов и детей до поиска истины

Корреспондент «Открытого Белгорода» посетила сдачу нового спектакля, в котором говорят о семейной драме, поисках себя и смысла жизни.

Новое ─ хорошо забытое старое

Драматический театр готовится представить Белгороду очередную премьеру. Уже завтра, 1 декабря, зрители увидят постановку Станислава Мальцева«Жестокие игры». Режиссёр Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова уже успел завоевать любовь зрителя, поставив на белгородской сцене спектакли «Любовь и голуби» и «Земля Эльзы».

Оценить новую постановку сегодня пришли две диаметрально противоположные по объёму жизненного опыта аудитории ─ студенты и пенсионеры. Уникальная возможность для руководства и труппы театра увидеть, как оценят выбор пьесы старшее поколение «отцов» и юные представители «детей». Именно им предстоит своей реакцией предопределить, ждёт ли «Жестокие игры» оглушительный успех и признание или эта пьеса не найдёт отклик в сердце местного зрителя.

По традиции перед началом спектакля в зрительный зал вышел художественный руководитель драмтеатра Виталий Слободчук. По словам Виталия Ивановича, найти сегодня в современной драматургии что‑то по‑настоящему актуальное и одновременно берущее за душу ─ непосильно сложная задача.

«Мы честно старались найти что‑то интересное у современных авторов, пытались отыскать молодёжную тему, которая была бы узнаваема у нового поколения. Ведь молодым нужны какие‑то ориентиры в жизни, просвет, надежда, без наглости и пошлости. Не нашли мы того, что искали в современной драматургии и потому вернулись назад, к произведениям авторов прошлого века», ─ рассказывает худрук драмтеатра.

Поворот не туда

Автор пьесы ─ известный советский драматург Алексей Арбузов написал «Жестокие игры» в конце 70-х годов прошлого века. Казалось бы, прошло почти 40 лет, и темпы жизни набирают с каждым годом невероятные обороты, но меняются ли с течением времени люди? Претерпевают ли изменения их мечты, стремления, разочарования и надежды?

Поиск своего пути и нежелание следовать чужим советам, проводит несмышлёную молодёжь по тернистому пути проб и ошибок. Трое друзей детства мечутся в потоке жизни, пытаясь разобраться, кто виноват в их внезапном равнодушии и что может заставить их снова поверить в себя.

Несостоявшийся юрист Кай видит себя художником. Но в его картинах навечно застыл лишь дождь. Он всё ещё помнит, как мать пела ему песни и в Новый год огнями зажигалась ёлка. В какой момент добро стало ненужным рудиментом жизни, которое мешает отвечать миру на его агрессию?

Никита ─ финансист, отличник, спортсмен и лидер по жизни, которому никто нигде не рад. Его семье неведомы поражения, но их дом всегда пуст и холоден, ведь успеха они достигают порознь. Лобстеры и устрицы, дорогие гаджеты и заграничные поездки… В какой момент он стал чувствовать себя чужим на этом празднике жизни?

 И Терентий ─ приверженец театральной самодеятельности, молодой человек немногословен и замкнут. Он ненавидит своего отца, отвечая грубостью на любое проявление внимания с его стороны. Что послужило причиной появления такой массы комплексов и постоянного уныния?

На эти и другие вопросы зритель любого возраста сможет найти ответы в пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры».

Услышать и понять

─ Кай, а что самое лучшее в жизни?

─ Лучшее? …Пожалуй, детство.

Об этой беззаботной поре в жизни каждого человека герои рассказывают с теплотой. Они вспоминают, что тогда, 10–15 лет назад, им не были чужды доброта, любовь и участие. Но в какой момент всё изменилось, они сказать не решаются, хотя каждый знает, что именно оказало решающее воздействие на всю последующую жизнь.

Что хуже? Тотальный контроль или абсолютное равнодушие к жизни своего ребёнка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Тема отцов и детей останется актуальной, пожалуй, всегда, спустя 10, 50, 100 и 1000 лет. Являясь главным примером в жизни ребёнка, его авторитетом, родитель формирует представления о жизни маленького человечка, устанавливает границы дозволенного, формируя, таким образом, личность. И именно поведение родителей, их ошибки и мировоззрение определяют, будет это в будущем успешный, знающий себе цену человек или сломленный, потерянный индивид, который мечется от одной крайности к другой, ища выход.

«Мы всю жизнь играем, мы неосторожны, неосмотрительны, совершаем столько ошибок. А жизнь требует внимательности», ─ произносит в последней сцене одна из героинь пьесы.

Дети всегда играют, примеряя на себя множество ролей, меняя ситуации, как карточки в лото, не оглядываясь на последствия. Но с возрастом, всё меняется. Привычка играть остаётся, но это уже не дочки-матери, а «Жестокие игры», где цена ошибки ─ покой, счастье, а порой и человеческая жизнь.

Оба поколения каждый раз стремятся доказать свою правоту, забывая о том, что твоим оппонентом становится равный тебе человек со своей судьбой, мечтами и стремлениями, который имеет право жить своей жизнью. Родители всегда видят перед собой несмышлёных малышей, которых надо научить уму-разуму, невзирая на сопротивления сына или дочери. Дети отмахиваются от отцов и матерей, видя в них лишь докучливую преграду. Сложно заставить обе стороны прислушаться друг к другу и попытаться понять, что находится за пределами твоей «истины».

Посетить премьеру белгородцы смогут 1 и 2 декабря. Этот спектакль театр адресует прежде всего молодому зрителю. В следующий раз «Жестокие игры» покажут 21 декабря.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×