Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21:51, 29 января 2019 Культура

Профессия – клоун. Как создать лабораторию при театре?

Руководитель театра «Две обезьяны» Евгений Крамской о деле, которое заставляет не только смеяться.

Клоун в широком представлении для обычного зрителя – самая смешная профессия в цирке: яркий грим, неуклюжие движения и, конечно же, вереница постоянных комичных неприятностей, преследующая героя. Пожалуй, так видит клоуна среднестатистическая публика.

Сами клоуны между перечисленным и своей реальной работой не видят ничего общего — они актёры очень трудного жанра в театральном искусстве. Им нужно совмещать в себе и комика, и трагика, и танцора. А где‑то и певца.

Сегодня клоунаду классифицируют уже по двум основным направлениям. Если раньше она была только цирковой, то сейчас во многом театральная. «Открытый Белгород» познакомился с теми, кто не просто показывает это искусство Белгороду, но с некоторых пор и обучает этому мастерству.

Идея правда хорошая

Евгений Крамской руководит творческой студией «Хорошие идеи» и театром «Две обезьяны». По сути, задача у коллектива и организации одна – в хорошем смысле пробить белгородского зрителя, показать, что клоунада – это больше чем просто комичные выступления. В Белгороде Крамской может по праву считаться первооткрывателем этого пути.

Евгений вспоминает; шесть лет назад с образованием театра «Две обезьяны» стало понятно, что эту нишу можно занимать и твёрдо удерживать позиции: желающих попытать «клоунскую» фортуну кроме этого коллектива здесь не было, и нет до сих пор.

Годы самообучения, выступлений, набивания шишек, и коллектив дорос до того, чтобы наконец отдавать опыт. Началась работа по созданию проекта клоунской лаборатории. В июне 2018 года некоммерческая организация получила президентский грант в размере 750 тысяч рублей на создание лаборатории, которая поможет в том числе любому пользователю Интернета узнать азы искусства, историю клоунады и его ярких представителей.

«Нужно было созреть для того, чтобы задуматься над этим проектом. Когда мы шесть лет назад начали заниматься клоунадой, делиться было нам нечем. Мы сами всему учились, учимся до сих пор и не стесняемся этого. Я считаю, что совершенствование любого мастерства и стремление прочитать что‑то новое должно быть у человека постоянно. С появлением ютуба стали доступны ролики, фильмы, спектакли, чего, увы, раньше не было. Надо было раньше ездить в Москву на спектакли Славы Полунина, которые он привозил раз в три года, чтобы почерпнуть что‑то новое, вдохновиться. Сейчас у нас большая потребность в том, чтобы делиться опытом с теми, кому это нужно. На это и делаем акцент в клоунской лаборатории», — рассказывает Евгений Крамской.

«В рамках проекта «Две обезьяны» создали новую клоунскую постановку «Одни дома», премьера которой состоялась в конце 2018 года».

Но самое главное – пособие для начинающих. Специально для проекта были отсняты 12 видеороликов по 20 минут. Они доступны на сайте лаборатории и на YouTube – канале. Съёмочная группа выезжала ив Москву, и в Санкт-Петербург. Один из видеоуроков в формате интервью сняли с легендарным клоуном Леонидом Лейкиным (театр «Лицедеи» — прим. ОБ).

«Мы смогли выйти за рамки проекта, и теперь можем учить людей, которым это важно и интересно. Мне нравится выражение: нельзя научить, можно научиться. Люди, которые к нам приходят, делают это по собственному желанию. Они хотя создавать, созерцать и творить. Мы им помогаем», — уточняет Евгений Крамской.

Как рождается номер?

Здесь Евгений поправляет. Не как, а из чего: из фантазии, собственной смелости и куража. В качестве примера приводит упражнение «импровизация», которое с некоторых пор актёры используют и для обучения.

«Мы вызываем двух человек из группы, им дают два слова, причём взаимоисключающих. Условно — борщ и космос. После этого люди должны начать сразу что‑то показывать на эту тему, не раздумывая. Очень часто из таких вещей рождаются маленькие скетчи. Только на одном занятии может появиться один-два таких номера. Пусть сырых, недоработанных, но они рождаются», — привоодит пример Евгений.

Если основа клоунады уже давно придумана, встаёт вопрос, почему нельзя просто скопировать и добавить свой сюжет? Крамской снова парирует – так многие и делают.

«Копировать – это не плохо. Нужно понимать, к чему ты стремишься, поставить перед собой образ. Но даже копировать нужно умеючи. Чтобы это не было похоже на махровую самодеятельность. В театре сами для себя мы решили, что будем стараться не копировать, а выдумывать. Это касалось и драматургии, и каких‑то скетчей. Возможно, где‑то мы шли неправильно, но в клоунаде мы стараемся делать собственные номера и вообще не брать чужие», — отмечает Крамской.

Клоунада обязательно должна быть смешной?

Нет. Но она всегда должна чем‑то цеплять. То, что клоунская работа направлена только лишь на развлечение – миф. Непонятно, кто и когда его придумал, но клеймо «беспечных шутов» бытует до сих пор. Клоун не только смешит, сегодня он может заставить подумать, разделить с ним переживания и даже заплакать. Драматические работы «Две обезьяны» тоже практикуют. Евгений Крамской здесь добавляет, что это раньше задача клоуна была рассмешить за пять минут публику любым доступным способом. Сейчас клоунада отходит от цирковой и всерьёз стала театральным искусством – представления могут длиться по часу.

И даже грим отходит на второй план. В последнее время его становится меньше, констатируют актёры.

«У меня маска приросла, я без неё не могу уже, а у моих коллег грима всё меньше», — дополняет Евгений.

Кстати, в театре всегда ждут новых учеников, тех, для кого клоунада не просто слово. Узнать о предстоящих спектаклях и получить консультации по занятиям в клоунской лаборатории можно здесь.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×